Российско-американские отношения в 2015 году: чем хуже, тем проще. Часть 1

Отношения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами в ушедшем году не претерпели серьезных изменений, оставшись стабильно плохими. Вместе с тем, я вряд ли проявлю неоправданный оптимизм, если замечу, что Москва и Вашингтон несколько снизили градус конфронтации, делая осторожные шаги навстречу друг другу. Украинский кризис не разрешился, санкционное безумие не прекратилось, но есть признаки стремления обеих держав к поиску точек соприкосновения. Можно указать на минимум три эпизода, позволяющие нам надеяться на некоторое улучшение. В первую очередь это встречи президента РФ Владимира Путина с госсекретарем США Джоном Керри в мае и декабре 2015 года. И если первая беседа в основном касалась Украины, то вторая больше относилась к Сирии.

По поводу Донбасса РФ и США де-факто согласились с имплементацией Минских договоренностей от февраля 2015 года. При этом Россия напоминает, что формально непричастна к войне на востоке Украины, но демонстрирует конструктивный подход, довольствуясь получением Донецком и Луганском более широкой автономии. В свою очередь, США настаивают на том, что санкции против Москвы могут быть отменены только в случае возвращения востока под контроль Киева – а для этого, в соответствии с Минскими соглашениями, надо обеспечить передачу соответствующего участка границы украинским властям. Для закрепления майских договоренностей Путин и Керри учредили неофициальный формат «Нуланд – Карасин» для мониторинга процесса урегулирования и помощи Минскому и Нормандскому формату.

Что касается Сирии, проблема стоит несколько иначе: русские и американцы вроде бы не против сотрудничать, но расходятся в методологии и конечных целях. Если кратко: США считают, что атаковать нужно исключительно террористов ИГ, не трогая «умеренную позицию», а Башар Асад не имеет перспектив в будущей послевоенной Сирии. В свою очередь, Россия полагает, что атаковать нужно всех, кого можно причислить к незаконным вооруженным формированиям, а Асад вполне может остаться на своем посту, если народ Сирии в ходе легитимного свободного волеизъявления проголосует за своего президента. Правда, после начала военной операции в Сирии 30 сентября 2015 года Россия несколько изменила позицию и стала сотрудничать с демократической оппозицией, не замеченной в симпатиях к террористам-гастролерам. Но интересно и другое: американцы перестали выдвигать как предусловие требование о немедленном уходе Башара Асада, согласившись на сохранение им президентского поста на переходный период.

«США и наши партнеры не стремятся к изменению режима в Сирии, - сказал Джон Керри после встречи с Путиным. – Мы не считаем, что сам Асад имеет возможность быть лидером Сирии в будущем. Но сегодня мы сфокусировали наши переговоры не на Асаде, а на будущем этой страны. Но мы считаем, что никто не должен быть поставлен перед выбором между диктатором и террористами»Коммерсант»).

«Мы сблизили позиции в том, что касается этих сложных вопросов (определения списка террористических группировок)», - сказал госсекретарь Керри после декабрьских переговоров с Путиным. По словам источника «Газеты» в дипломатических кругах РФ, американцы визитом госсекретаря хотят показать, что «Москва играет важную роль в Сирии и что без России на Ближнем Востоке не обойтись». В свою очередь, политолог Виктор Мизин уверен, что «Россия и США обречены на партнерство в вопросах глобальной безопасности». «США – это партнер, с которым мы привыкли решать судьбы мира. Неважно, кто, кому и когда позвонил, мы взаимно нужны друг другу», - сказал эксперт.

На том, как говорится, и порешили. В пользу позитивного тренда говорит и то обстоятельство, что в конце сентября президенты Путин и Обама встретились «на полях» юбилейной Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. «Газета» ссылается на обозревателя телекомпании NBC Алекса Джонсона, который назвал переговоры лидеров «на удивление открытыми», несмотря на «прохладную встречу». Сам Путин оценил встречу с Обамой как «конструктивную» и отметил, что точки соприкосновения в диалоге по Сирии между Россией и США есть. Кроме того, NBC ссылается на высокопоставленных представителей администрации США, которые отметили, что Путин и Обама «согласились на необходимость найти политическое решение конфликта в Сирии», в том числе между военными ведомствами.

Кстати, любопытная деталь: два президента встретились 29 сентября и обсудили Сирию, а 30 сентября Путин дал приказ начать военную операцию против террористов в этой многострадальной стране. Может, это «случайное» совпадение и есть лучшее доказательство того, что Россия и США сближают позиции?

Продолжение следует…