На фоне падения цен на нефть и девальвации маната азербайджанское руководство принялось искать источники пополнения худеющего бюджета. Не далее как 18 января президент Ильхам Алиев дал указание разработать программу приватизации около 600 объектов. «Падение цен на нефть в 4 раза, 100%-ное обесценивание национальной валюты соседних стран не дали возможности сохранить стабильным курс маната. Но нужно учитывать, что мы живем в условиях рыночной экономики. Социальная политика, глубокие экономические реформы дадут нам возможность успешно выйти из этой ситуации. 2016 год должен стать и будет годом глубоких экономических реформ. Будут подписаны дополнительные распоряжения и указы для усиления нашей экономики», - цитирует президента Haqqin. В свою очередь, министр финансов Азербайджана Самир Шарифов ожидает получить в 2016 году 100 млн. манатов от приватизации государственного имущества, которые будут направлены на покрытие дефицита бюджета, пишет «Тренд».
Между тем, в западной прессе появились сообщения о том, что представители МВФ и Всемирного банка прибудут в Азербайджан с официальным визитом для обсуждения возможного пакета экстренных займов на сумму 4 млрд. долларов, связанных с обвалом национальной валюты и падением цен на нефть. Как сообщила 28 января «Газета» со ссылкой на газету Financial Times, данный кредит может стать первым в серии программ оказания финансовой помощи из-за падения цен на нефть. По словам представителя МВФ, делегация будет находиться по 4 февраля по просьбе властей страны. Во время визита будет обсуждаться «техническая помощь» и «оценка возможных финансовых потребностей». Само собой, в Баку опровергли эту новость – посмотрим, когда же всплывет правда.
А пока международное рейтинговое агентство Standard & Poor's снизило долгосрочные кредитные рейтинги Азербайджана в национальной и иностранной валютах с BBB-, последней ступени инвестиционного уровня, до «мусорного» уровня BB+ на фоне обвала цен на нефть. Это первое снижение за все время включения Азербайджана в рейтинг. Прогноз его изменения «стабильный», пишет «Газета». «Цены на нефть продолжили снижение в последние несколько месяцев, и мы теперь ожидаем, что правительство Азербайджана будет фиксировать дефицит бюджета до конца 2018 года. На наш взгляд, внешние риски усиливаются, при этом международные резервы Центрального банка сократились на две трети с пикового уровня в середине 2014 года», - говорят эксперты S&P.
От цифр и фактов перейдем к размышлениям. Аналитический сайт Eurasia Daily приводит оценки 2002 года, когда разведанные запасы нефти в стране составляли 7 млрд. тонн. «С тех пор не было открыто ни одного нового месторождения, при этом уже добыто более 3 млрд. тонн. Страна, очевидно, прошла свой пик нефти, и в дальнейшем добыча будет достаточно медленно, но неуклонно падать. В запасе у добывающего нефть предельно возможными темпами Азербайджана не так уж много времени — порядка 20 лет. Без радикальной перестройки экономики на фоне растущего населения мы практически неизбежно увидим масштабный кризис на Каспии в пределах десяти лет», - говорится в материале.
Агентство «Росбалт» пишет о «конце нефтяной эпохи» в каспийской республике. «Прокатившуюся по Азербайджану протестную волну, имеющую, на первый взгляд, экономическую и социальную составляющие, коротко можно объяснить концом нефтяной эпохи и отсутствием у страны доходов, альтернативных энергетическим», - отмечается в тексте.
Пессимистически настроен даже лояльный Ильхаму Алиеву сайт Haqqin. «Нет никаких объективных причин для роста цен на нефть в ближайшей перспективе. Более того, анализ сложившейся ситуации на мировом нефтяном рынке показывает, что цены некоторое время еще будут падать», - пишут на Апшеронском полуострове. И так далее в том же духе.
Словом, не будем гадать на кофейной гуще. Тенденция последних полутора лет сохраняется – нефть неуклонно дешевеет, кроме отдельных случаев «отскока», как в эти дни. Экономики России, Азербайджана, Венесуэлы и ряда других стран страдают, но, похоже, это только начало. Всё-таки история ничему не учит: о «нефтяном проклятии» и «голландской болезни» говорят не один десяток лет, но сырьевые страны не могут или не хотят ничего менять. Может, нефтяное проклятие исчезнет, когда закончится нефть?..