Молдова 2.0. Перезагрузка

То, что произошло в Молдове 4 марта, по значимости (а лучше – эпохальности) может сравниться разве что с событиями 7 апреля 2009 года. Но даже тогда речь шла всего лишь о смене действующих лиц при сохранении существующих правил игры. А сейчас поменялись сами правила! Конституционный суд Республики Молдова своим решением отменил (!) реформу 5 июля 2000 года, которая устанавливала парламентскую форму правления. Проще говоря, 4 марта 2016 года КС Молдовы вернул прямые всенародные выборы президента. Замечу, что это решение обратной силы не имеет, то есть избрание Владимира Воронина в 2001 и 2005 годах и Николая Тимофти в 2012 году аннулировано не будет. Однако непонятно где «потерялась» норма, заложенная в первоначальном тексте Конституции 1994 года, - кандидату в президенты должно быть не менее 35 лет. Реформа-2000 повысила возрастной ценз до 40 лет, но в решении Конституционного суда как раз этот пункт был сохранен – мол, «не влияет на сам закон». На закон-то, может, и не влияет, а вот на отдельные персоналии – еще как! Однако об этом потом.

Сейчас, забегая вперед, скажу, что приветствую решение Конституционного суда. Я прекрасно отдаю себе отчет в том, что 4 марта было режиссировано тем же персонажем, без которого в молдавской политике даже попугай не чирикает. Да, всё так – это решение выгодно команде господина Плахотнюка, поскольку (не-)избрание президента парламентом было едва ли не последней реальной возможностью спровоцировать досрочные выборы. Одним словом, решение КС практически «отсекает» парламент как инструмент для маневров оппозиции. Да, «кукловод» перехватил инициативу у оппозиции в лице, прежде всего, Платформы «Достоинство и правда», которая собрала беспрецедентные 400 тыс. подписей для проведения референдума с целью как раз возврата к прямым всенародным выборам президента. Да, я понимаю, что Конституционный суд РМ давно превратился из высшего правового института в политический инструмент, а его решение оспаривается юристами – но, увы, имеем что имеем.

Всё это понятно и печально, уважаемые читатели. Но, позвольте, возврата к прямым выборам президента желает едва ли не всё население страны, этого же требовала и наша трехглавая оппозиция. По иронии судьбы, команда Плахотнюка через Конституционный суд не только ответила чаяниям народа, но и радикально ускорила их выполнение! Не олигарх, а альтруист какой-то! Но если серьезно, то команда «пэпушара» перевела политическую борьбу из стен (и вокруг стен) парламента в прямом смысле в народ - пусть теперь электорат решит, кому быть президентом. Однако… электорат ли? Не будем обольщаться: Демократической партии и ее реальному боссу ничего не «светит» в честной конкурентной борьбе, однако честной она как раз не будет - при таких сумасшедших административных, медийных и силовых ресурсов грех не «нарисовать» как надо. Поэтому, перефразируя старый еврейский анекдот, «что бы ни задумал Плахотнюк, мне уже не нравится».

И всё же, и всё же… Хотя от этой загогулины кукловода выигрывает теоретически он сам, нельзя отрицать несколько положительных факторов. Во-первых, повторю, всенародных выборов давно хочет народ. А вы разве не устали от этих грязных циничных спектаклей, от этих дешевых игр в парламентскую демократию? Я, например, сыт по горло.

Во-вторых, молдавская политика и так ориентирована на персоналии - в стране, я абсолютно убежден, нет доктринальных партий. К этому высокому статусу сейчас стремятся социалисты и в меньшей степени «народные европейцы» Лянкэ, а в остальном - сплошной бонапартизм. И раз уж в молдавской политике «рулят» персоналии, а не идеологии, пусть они и проявят себя перед народом на президентских выборах.

В-третьих, народ Молдовы настолько разочарован в этой грязной субстанции под названием «парламентская республика» (от 70% до 90% антирейтинга у всех ветвей власти!), что, я уверен, с удовольствием примет участие в выборах главы государства. В конце концов, нынешняя молдавская молодежь, вообще не знает, что это такое, ведь в последний раз народ РМ выбирал своего шефа в далеком 1996 году!

Теперь о потенциальных кандидатах. Невооруженным глазом видно, что решение КС откровенно выгодно Игорю Додону. Пресловутый возрастной ценз не страшен - недавно политику исполнился 41 год. А вот партнера по оппозиции Ренато Усатого это решение «отсекает» от выборов - 40 лет лидеру «Нашей партии» исполнился аж в ноябре 2018 года. В августа того же года 40 лет исполнится Дорину Киртоакэ, так что ему сейчас тоже не на что рассчитывать.

Учитывая, что Усатый и Додон - лидеры опросов, приходится констатировать, что один популярный оппозиционный лидер теряет шансы на избрание, что на руку другому популярному оппозиционному лидеру. От себя замечу, что мэр города Бельцы и его партия обладают огромным мобилизационным потенциалом, который может оказаться на руку председателю ПСРМ, поэтому пока еще партнерам придется как-то договариваться по формуле «голоса в обмен на должности». Впрочем, «НП» могла бы выдвинуть в президенты Илиана Кашу, но - при всем уважении - я не вижу у него харизмы Ренато Усатого, к тому же это внесет болезненный раскол в ряды левой оппозиции.

Другой оппозиционный лидер, Андрей Нэстасе, одногодка Игоря Додона, имеет в целом неплохие шансы замкнуть на себе разочарованный электорат правых партий. Поскольку господин Нэстасе не скрывает своих прорумынских и прозападных настроений, он может потенциально оттянуть на себя голоса от «Люды» Гимпу, Влада Филата (кстати, сидящий в тюрьме опальный лидер ЛДПМ теоретически может баллотироваться) и других. Правда, на правом фланге еще есть Ион Стурза и Майя Санду (проходит по возрастному цензу - да простит она меня за намек на ее возраст!). Интересным будет участие Юрия Лянкэ, который сейчас дальновидно лег на дно. В его пользу играют хорошие связи в Брюсселе, но определенно «гробит» темная история с концессией аэропорта и кражей миллиарда (деньги были украдены именно при его премьерстве!). Я думаю, что внешние силы вынудят «новых правых» договориться между собой, иначе Молдове грозит резкое полевение. Что касается «ветеранов сцены»: Владимира Воронина, Мариана Лупу, Влада Плахотнюка (а чем черт не шутит), а также Филата с Гимпу - их участие нельзя исключать, но я надеюсь, народ Молдовы скажет всё, что про них думает!

Кстати о внешних силах. Я не знаю, кто конкретно стоит за решением КС от 4 марта (кто-то за Плахотнюком, очевидно), но эти ребята явно играют с огнем. Выдвижение Плахотнюка может закончиться плачевно, кто-либо другой от Демпартии будет публично превращен в ветошь, а «старички» - оплеваны. Получается, вся надежда внешних кукловодов на новые лица. Додон против Нэстасе? Или Додон против Санду? Так или иначе, это очень рискованная комбинация. Ибо поражение правого кандидата может вылиться в майдан, а его победа полностью лишит левые силы рычагов влияния на политику: парламент, правительство и президентура будут не просто из правого лагеря, а из легитимного правого лагеря! Молдова вернется к президентско-парламентской форме правления, и это потенциально повысит доверие народа к власти. Хотя…