Странное перемирие, или Как державы переформатируют Сирию. Часть 2

Вернемся к теме собственно перемирия. Начнем с того, что сам президент Башар Асад не скрывал недовольства – на него явно оказали мощное давление. Сирийского лидера понять нетрудно: требование о прекращении огня поступило в тот момент, когда правительственные войска при поддержке курдов и бойцов ливанской проиранской группировки «Хезболла» практически сняли блокаду крупнейшего города страны – Алеппо – и отбросили значительные силы боевиков. Но загвоздка в том, что бои за «сирийский Сталинград» вели не только и не столько джихадисты «ИГ» и «Нусры», но и протурецкие силы и разные группировки, которые на Западе принято в совокупности считать «умеренной оппозицией». И коль скоро все упомянутые силы, кроме «халифата» и «Нусры», присоединились к перемирию, сирийская армия Асада рискует как минимум потерять инициативу на жизненном важном фронте в Алеппо. То же самое касается боев за крупный город Идлиб на северо-западе страны.

Как пишет газета «Коммерсант», Башар Асад скептически оценил перспективы перемирия, заявив, что «каждая из сторон продолжит использовать оружие». «Фактически призывая демонтировать женевские договоренности, Башар Асад ставит Россию и Иран в трудное положение. В сирийском урегулировании наступает момент истины, когда внешние игроки должны оказать давление на своих клиентов — участников конфликта на местах», - сказал «Ъ» директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. Он уверен, что военного потенциала сирийской армии в любом случае не хватило бы для удержания нынешней позиции на фронте.

Замдиректора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин считает ошибкой согласие России с установлением режима прекращения огня, поскольку, уверен он, «единственной целью России в Сирии должно было стать полное возвращение страны под контроль Асада с предоставлением очень широкой автономии курдам». Это позволило бы ликвидировать суннитский радикализм и укрепить позиции Москвы в регионе.

«Отделить здесь «хороших» от «плохих» невозможно ни в политическом, ни в военном аспектах. Даже если Вашингтон и Москва каким-то образом договорились, кто из оппозиции «хороший», а кто «плохой», а также определят занимаемые ими территории на данный момент, дальнейший сценарий предсказать несложно, - пишет Храмчихин на страницах «Независимого военного обозрения», приложения к «Независимой газете». – «Хорошие» и «плохие», даже если сейчас они враждуют между собой, очень быстро договорятся об организации провокации, которая должна будет выставить их главных общих противников, Дамаск и Москву, нарушителями перемирия.

«Очень сложно представить, что временное военное перемирие превратится в реальный политический процесс, учитывая крайнюю взаимную ненависть воюющих сторон. А вот провокации представить гораздо проще, они практически гарантированы. Более того, для оппозиции и ее внешних покровителей такие провокации станут теперь главной целью, поскольку появляется возможность представить Москву и Дамаск агрессорами и подвести их еще под какие-нибудь санкции», - продолжает военный эксперт. «Поэтому не надо питать иллюзий – перемирие не улучшит для нас ситуацию ни в чем, а ухудшит во всем. Убедиться в этом придется очень скоро. Интересно, сколько еще понадобится подобных ошибок, чтобы наконец-то на них научиться?» - сетует автор публикации.

Газета «Голос Армении» видит прямой интерес части оппозиционных группировок в прекращении боевых действий. «Вступление в силу перемирия произошло в момент крайне неблагоприятного для боевиков развития боевых действий: сирийская армия начала осаду Алеппо с перспективой дальнейшего перехода этого ключевого города под контроль правительственных сил. Параллельно сложились условия для перекрытия каналов помощи боевикам с территории Турции, что в сочетании позволило бы добиться стратегического перелома в войне. Снижение боевой активности на данном этапе позволит боевикам избежать подобного негативного сценария, а также в дальнейшем перегруппировать и восстановить силы», - говорится в материале.

И словно в подтверждение мнений о том, кто может быть «назначен» виновником, пришла новость. Не далее как 28 февраля, то есть спустя всего сутки с начала перемирия, министр иностранных дел Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр обвинил Россию и правительство Сирии в нарушении режима прекращения огня и подтвердил наличие «альтернативного плана», т.е. требования о безоговорочном уходе Асада мирным или военным путем. А турецкая артиллерия продолжила обстрелы позиций курдов на севере Сирии и содействовала наступлению боевиков в районе Тель-Абьяд 28 февраля, сообщает «Голос Армении».

Наконец, процитируем российского блогера-востоковеда Анатолия Несмияна. Господин Эль-Мюрид вспоминает о плане, который еще в 2013 году озвучил «патриарх» американской дипломатии Генри Киссинджер. Кстати, автор предполагает, что «дедушка Генри» приезжал в феврале в Москву на встречу с Путиным именно для обсуждения реализации этого плана, который предполагает три сценария: победу Асада, победу суннитских повстанцев или сценарий, по которому различные национальности договорятся жить в более или менее автономных районах. Блогер пишет, что бывший госсекретарь США предпочитает третий вариант.

«На поверхности остается третий сценарий, и чем дальше, тем больше он выглядит наиболее вероятным. Кто знает, возможно, именно по этому поводу Киссинджер и посещал не так давно Россию, - добавляет далее Эль-Мюрид от себя. – Возвращение к «естественным» [этнорелигиозным] границам столь же парадоксальным образом возвращает регион в архаику – теперь в регионе нет сирийских, иракских интересов – на их место приходят интересы этнических групп и конфессий. Развитие поворачивается вспять».

«Развал региона по «естественным» границам способен принести если не мир, то существенно снизить накал войны. Однако последствия этого развала очевидны: образующиеся на обломках региона территориальные образования будут обречены, с одной стороны, на бесконечную войну друг с другом… С другой стороны, распавшийся регион останется на очень низком уровне развития, а потому не сможет представлять ни малейшей угрозы интересам США – ни сейчас, ни в обозримом будущем», - резюмирует востоковед на сайте «Фонтанки».

В следующем материале мы остановимся на публикациях западного экспертного сообщества…

Часть 1