Фиаско Филиппа, или Утром реформы – вечером деньги

Глав государств и правительств не принято критиковать в первые 100 дней нахождения у власти. Но поскольку Молдова дважды в 2015 году удивила мир «короткими» правительствами Габурича (114 дней) и Стрельца (91 день), я позволю себе нарушить неписаное правило и проехаться по молдавскому Кабинету министров. Однако меня в данном случае интересует лишь вопрос «Где деньги, Зин?!». А денег от внешних партнеров нет и, видимо, пока не будет. Ибо внешним партнерам важна не столько выживаемость молдавской экономики, сколько преемственность внешнеполитического курса.

Начну с напоминания о том, что новый премьер-министр Павел Филип, которому на днях «исполнится» два месяца, уже через пару дней после приведения к присяге получил первый отлуп – да не от кого-нибудь, а от румынских братьев. В Бухаресте искренне порадовались появлению нового правительства РМ, которое обещало сохранить курс на Евросоюз, но поскольку мучительное рождение Ночного Кабинета™ было слишком скандальным и в медийном пространстве выплеснулось за границы Молдовы, даже Румыния решила ограничиться словесным одобрением и быстренько умыла руки. Павлу Филипу дали понять: от русских танков защитим, но денег не дадим. Потому что ручки у вас шаловливые…

Второй «привет» пришел от Международного валютного фонда. Во-первых, очередная мониторинговая Миссия так долго собиралась и ехала, что всем в Кишиневе стало ясно: эти и стакан воды не подадут, не то что денег. Во-вторых, в постоянном представительстве МВФ в Молдове решили не тянуть кота за все подробности и заявили: Миссия, если и приедет, исключительно для анализа выполнения договоренностей, заключенных по итогам предыдущих визитов. И никаких иллюзий.

А на десерт – Европейский Союз. 14-16 марта представительная делегация молдавского правительства отправилась в свою Мекку под названием Брюссель. Да так разволновалась в предвкушении денежного дождя, что устроила небольшой скандал на борту самолета, направлявшегося в Мюнхен (вот удивился немецкий пилот!). Однако и в Брюсселе ничего не «срослось» - второе заседание встреча Совета ассоциации по одноименному Соглашению окончилось только декларацией с призывом. «Европейский Союз поощряет Молдову в продолжении ею усилий по принятию необходимых законов и вновь заявляет поддержку Молдове в достижении этих целей», - говорится в итоговом заявлении по итогам переговоров в бельгийской столице.

В общем-то, хороший документ, но проблема в том, что таких поощрений и призывов было уже с десяток, а единственным отличием от предыдущих версий является наличие ратифицированного всеми странами ЕС Соглашения об Ассоциации. Но воплощение Соглашения в жизнь – задача Молдовы, а не Евросоюза! В этом и соль: оценку Молдове дает ЕС, деньги дает ЕС, холодный душ устраивает тоже ЕС. И если там считают, что в Молдове недостаточно добросовестно проводятся реформы, никакой царь Путин не заставит европейцев раскошелиться.

Посмотрим дальше на декларацию. «Для восстановления доверия в Молдове необходимы ощутимые результаты реформ», - коротко и ясно. Да еще крайние сроки Молдове дали – за столько-то месяцев сделать это и это в такой-то сфере. Более того, европейские чиновники имели наглость потребовать от молдавских властей расследовать банковские махинации. После таких слов рассчитывать на получение денег очень наивно и глупо.

Кстати, на эту тему господин Филип допустил дичайшую оплошность: когда представители Европейского парламента закидали его вопросами об олигархе Плахотнюке и украденном миллиарде, премьер-министр РМ то ли от волнения, то ли просто от отсутствия должной внешнеполитической подготовки выдал: «Банковские махинации должны продолжаться!». Зигмунд Фрейд благодарен Филипу за эпическую оговорку, а Фредди Меркюри счастлив, что его великая песня получила столь неожиданное новое прочтение! Но если серьезно, румынские европейские парламентарии в лице Кристиана Преды и Зигфрида Мурешану выразили глубокое разочарование беззубостью молдавского премьера. В частности, господин Мурешан написал на своей странице в Facebook, что в Кишиневе будто бы не понимают одного: проевропейский характер правительств определяется не декларациями, а имплементацией Соглашения об Ассоциации.

В интервью Europa Liberă Зигфрид Мурешан также посетовал на то, что Филип в Брюсселе отделался общими фразами о намерениях продолжить европейский курс, но не дал ни одного конкретного ответа на вопросы, например, о реформах Центра антикоррупции, о независимости Нацбанка и т.д. «Внешние партнеры, как Международный валютный фонд, так и Европейский Союз, хотят помочь Республике Молдова, но для этого им нужен партнер в Кишиневе, как на уровне правительства, так и на уровне Национального банка», - сказал Мурешан.

Еще раз: «им нужен партнер в Кишиневе». Вы поняли, уважаемые читатели? В Евросоюзе не считают нынешнее правительство надежным партнером – а как иначе понять слова румынского евродепутата? Вариант «Я его слепила из того, что было, а потом что было, то и полюбила» больше не проходит! Теперь «слепила и руки помыла», а о любви не может быть и речи. Всё это было бы смешно, если бы не было катастрофически грустно. Мои собеседники в Кишиневе говорят, что нынешнее правительство и вообще молдавская экономика не протянет без внешнего финансирования. Денег не дадут минимум до осени, а вот доживет ли народное хозяйство до осени – большой вопрос. Я не знаю, у кого еще Кишинев может попросить денег и уж тем более кто эти деньги даст.

Молдова без преувеличения получила всемирную известность кражей миллиарда. Странные кульбиты президента Тимофти в декабре-январе сбили с толку западных дипломатов, которые его защищали. Поспешное голосование за правительство Филипа и его секретное (!) приведение к присяге вызвали шок. Беспрецедентное объединение левой и правой оппозиции на январских митингах подняло у западных партнеров артериальное давление. Наконец, случилось международное становление скандальной репутации Плахотнюка – теперь его фамилию не боятся произносить с высоких трибун и страниц ведущих мировых изданий. Так вот, всё это и многое другое в совокупности нанесло колоссальный удар по без того слабой репутации молдавского руководства последних лет. Кто даст деньги этим людям? Может, та мадам, которая пару месяцев назад буквально вынудила румынского президента дать добро «проевропейскому» правительству? Ну, да – кто, если не она, знает толк в борьбе с русскими танками.