5 мая правительство Республики Армения рассмотрело законопроект о признании независимости Нагорно-Карабахской Республики. Проект был выдвинут депутатами от оппозиции: Грантом Багратяном и Заруи Постанджян. В решении Кабинета говорится: «Правительство Республики Армения принятие представленного законопроекта обуславливает результатом обсуждений между представителями Армении и Арцаха, учитывая возможные дальнейшие процессы, в том числе и внешние факторы». Формулировка достаточно расплывчата, но документ, тем не менее, передан в парламент на голосование. На данный момент известно, что в повестку дня внеочередного заседания Национального Собрания Армении 10 мая он не включен.
Понятно, что процесс признания Карабаха, который Армения откладывала, надеясь на «понимание Азербайджаном неизбежности и безальтернативности переговоров», сейчас принимает ускоренный характер. Заявление президента Сержа Саргсяна от 4 апреля о признании Карабаха в случае продолжения Азербайджаном войны не было чем-то новым, но на фоне реальной войны, самой кровопролитной с 1994 года, стало более чем явным предупреждением Ильхаму Алиеву. Будет ли это предупреждение «последним китайским», мы сказать не можем. Во многом это зависит от поведения Азербайджана, который, по разным сведениям, стягивает к линии фронта крупные силы. Поэтому, увы, новая война будет раньше, чем это может показаться, и, по всей видимости, она станет еще кровопролитнее, чем боевые действия 2-5 апреля.
По общему убеждению многих армянских экспертов и простых обывателей, четырехдневная война привела к двум серьезным, практически необратимым последствиям: очередному мощному пробуждению слегка растерянного армянского национального духа и пониманию того, что Россия для Армении не союзник. Как минимум, вера армянского общества в искренность и последовательность Москвы резко подорвана.
Не успела стихнуть канонада в Карабахе, как президент Армении Серж Саргсян совершил плановый визит в Германию. А после этого он дал знаковое интервью авторитетному американскому информагентству Bloomberg, сказав прямым текстом, что «не видит перспектив для ввода российских миротворцев» в зону конфликта. А еще армянский лидер выразил уверенность в том, что новая война может вспыхнуть «в любой момент» - собственно, редакция агентства и вынесла эту фразу в заголовок.
По словам Саргсяна, разговоры о размещении российских сил «были совершенно лишены оснований» в предыдущих раундах переговоров, хотя он «не видит никаких возможностей» и сейчас. «Если переговоров нет, как российские силы могут появиться в Карабахе или между азербайджанскими и карабахскими силами?» - задается вопросом армянский президент.
Газета «Коммерсант» подчеркивает скепсис господина Саргсяна еще и после визита министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Ереван. По словам президента РА, российский гость «на данном этапе не мог привезти какие-то предложения или документ, поскольку он опытный дипломат и прекрасно понимает, что говорить о переговорах после четырехдневной войны нелогично».
Я расцениваю эти слова обычно сдержанного Саргсяна как беспрецедентно жесткие. Подумать только – открыто усомниться в необходимости «помощи» России, да еще в интервью западному изданию! Я думаю, после этого в Москве не раз пожалели о том, что поверили «гарантиям» Азербайджана – мол, российское оружие в армянскую сторону не выстрелит. Кстати, какой серьезный человек мог в это поверить? Если не в армянскую, то в какую сторону – уж не собирался ли Ильхам Алиев воевать с Ираном?
Между тем, в Ереване продолжили демонстрировать максимальную серьезность. В апреле президент уволил замминистра обороны, начальника департамента материально-технического обеспечения Алика Мирзабекяна, начальника управления разведки Главного штаба ВС генерал-майора Аршака Карапетяна, начальника войск связи – главу управления связи и автоматических систем управления генерал-майора Комитаса Мурадяна. Эксперты сходятся во мнении, что именно эти направления в обороне были «завалены» в ходе апрельской войны. Однако я удивлен, что не был уволен начальник Генштаба. Тем более, как утверждает мой коллега Айк Халатян, у главы ГШ Юрия Хачатурова плохие отношения с министром обороны Сейраном Оганяном.
Так или иначе, в Армении сохраняется убеждение в том, что во второй раз с 1994 года именно Россия остановила контрнаступление карабахской армии на азербайджанские позиции и тем спасла лицо Баку. Так, директор Армянского центра стратегических и национальных исследований Манвел Саркисян в интервью АрмИнфо сказал, что решение о приостановлении военных действий 5 апреля 2016 года «было принято из интересов других государств». «Остановила армянское наступление Россия, чтобы подарить Азербайджану эти несколько постов и возложить на Баку новые долговые обязательства. Тем самым Москва взяла Баку в мощнейший военно-политический кулак. И согласие наших [армянских] властей на подобную комбинацию означает, что они не действовали из интересов Армении. Это вопрос вопросов, который уже поставил их в очень сложное положение. Вот и летят генеральские головы, надо же как-то выходить из положения и на кого-то все это свалить. Россия свои интересы в регионе, конечно же, отстояла за счет Армении», - сказал эксперт.
Он делает вывод о том, что Армения подошла к полному пересмотру своей политики за минувшие два десятилетия, т.к. «апрельская война обрушила все мифы…, четко указав на реалии». «У нас куча договоров со стратегическим союзником Россией и мы надеялись, что все они будут работать, когда в этом будет необходимость. Необходимость возникла, а они не сработали. То есть, наши представления о союзничестве с Россией были мифическими. И после того как война их развалила, возникла необходимость строить с Россией новые отношения», - добавил господин Саркисян. Трудно с ним не согласиться…
Продолжение следует