На фоне скептического отношения армянского политического и экспертного сообщества к российской политике растут ожидания в отношении западных стран. Сразу оговорюсь, что на данном этапе в Армении не ставят знака равенства между ОДКБ и НАТО в смысле возможных гарантий безопасности, но в то же время замечают непоследовательность и «неуверенность» ОДКБ после апрельской войны. Ведь, напомню, обстрелам со стороны Азербайджана подверглись не только районы непризнанной Нагорно-Карабахской Республики, но и Тавушская область Армении – ее суверенная территория, а значит, территория страны-члена ОДКБ. Но никакого рвения помочь Еревану «союзники» не выказали.
Апрельская война нанесла по авторитету России в Армении двойной удар. Во-первых, российские вооружения, попав в руки Азербайджана, выстрелили в сторону Армении. Это совсем не по-союзнически, решили в Ереване. Во-вторых, Баку, дав Москве гарантии, что оружие не будет использовано против Армении, с легкостью нарушил свое слово, выставив Россию в дурацком свете. И если какой-то Алиев может так запросто обмануть Путина, зачем Еревану всецело полагаться на Путина?
Потому в армянском обществе всё чаще стали поглядывать на Запад. Несмотря на критическое восприятие Джеймса Уорлика, сопредседателя Минской группы ОБСЕ от Соединенных Штатов, Армения делает достаточно уверенные шаги, стараясь найти способы хотя бы частичной компенсации ненадежных российских гарантий безопасности. Для начала замечу, что США еще несколько лет назад запретили поставки оружия Азербайджану, обвинив его в нарушении режима прекращения огня. Тем самым американцы показали себя более принципиальными, чем Россия, которая как раз в те годы вела переговоры с Азербайджаном о поставках вооружений на 3-4 млрд. долларов (они начались летом 2013 года). Кстати, российские поставки Армении так и не начались. Или (по разным сведениям) начались, но идут очень медленно. Во всяком случае, к апрельской войне они не успели.
Как пишет мой армянский коллега Арег Галстян на сайте Interaffairs, с приходом администрации Барака Обамы Вашингтон стал шаг за шагом отдаляться от Азербайджана, который при Буше-младшем был в фаворе – благодаря нефтяным лоббистам и своей якобы значимости в борьбе с мировым терроризмом. Странная формулировка, если учесть данные американских спецслужб об участии Бакинской ячейки «Аль-Каиды» во взрывах 7 августа 1998 года в посольствах США в Кении и Танзании. Так вот, при Обаме апшеронский режим стал всё чаще подвергаться критике за нарушения прав человека. Сюда можно отнести, например, закрытие бюро радио «Свобода» в Баку и суровый приговор азербайджанской журналистке Хадидже Исмаиловой. Кстати, на днях газета The New York Times, лояльная Демократической партии США, опубликовала разгромную статью о коррупции в Азербайджане, «проехавшись» по первой леди страны Мехрибан Алиевой.
Изменение позиции Вашингтона по отношению к карабахской проблеме особенно ярко отметилось минувшим летом. В августе 2015 года замминистра обороны Армении Давид Тоноян отправился с визитом в США, откуда привез сенсационную инициативу – внедрить механизм мониторинга линии соприкосновения карабахской и азербайджанской армии. По сути, речь об установлении специальных датчиков, которые могут установить «авторство» нарушения. По большому счету, США были и остались лоббистами этого проекта, и после апрельской войны Россия, до этого скептически относившаяся к идее, стала ее поддерживать и даже попросила Германию, председательствующую в ОБСЕ, подключиться к процессу.
Вернемся к материалу Арега Галстяна. Он отмечает, что в дни апрельских боев канал CNN пригласил представителей Азербайджана и Карабаха, а не Азербайджана и Армении (в Вашингтоне есть представительство НКР – де-факто посольство). Кроме того, Госдеп США устами Марка Тонера дважды – в начале апреля и начале мая – заявил о приверженности Вашингтона трем основополагающим принципам: праву народов на самоопределение, территориальной целостности и неприменению силы. Это был ледяной душ для Азербайджана, который почему-то считает, что территориальная целостность превалирует над остальными принципами.
«Действительно, США как постоянный член Минской группы ОБСЕ, наряду с Россией и Францией, всегда отмечали, что урегулирование карабахско-азербайджанского конфликта должно быть основано на трех фундаментальных принципах международного права, но впервые за последние двадцать лет официальный представитель Белого дома выдвигает принцип самоопределения на первый план, особо подчеркивая его важность и актуальность. Ранее американцы выставляли вперед принцип территориальной целостности, дабы не раздражать Баку. Сегодня тональность изменилась, и последние заявления наталкивают на мысль о том, что США стремятся вернуть Карабах за стол Минской группы с целью изменить дискурс переговорного процесса», - пишет мой армянский коллега.
Еще одна неприятная для Азербайджана новость относится к ведению Европейского суда по правам человека. Группа армянских юристов-правозащитников подала в Страсбург жалобу против Азербайджана от имени членов семей армянских военнослужащих, которые были убиты в ходе апрельской войны и тела которых были изуродованы, расчленены и обезглавлены. Как пишет «Панорама», суд по собственной инициативе признал анонимность жалоб, ограничив публичный доступ к документам и решениям, принимаемым в рамках данного производства. Поясню читателям, что азербайджанские военные в ходе боев 2-5 апреля обезглавили военнослужащего карабахской армии Кярама Слояна. Кроме того, Государственная комиссия НКР по вопросам военнопленных, заложников и без вести пропавших установила, что тела армянских военнослужащих, переданные азербайджанской стороной, были обезглавлены и расчленены. Комиссия зафиксировала следы пыток, издевательств и глумления, по данным фактам возбуждены уголовные дела. Надо сказать, что оперативность армянской стороны достойна уважения, т.к. эту «тему» в Ереване и Степанакерте уже неоднократно проходили.
Об этом высказался и депутат Европейского парламента Франк Энгель, побывший в Ереване для участия в мероприятиях по случаю 101-й годовщины начала Геноцида армян. Он не сомневается в том, что войну в Карабахе развязал Азербайджан, и ярким тому свидетельством стали пожилые люди [убиты в карабахском селе Талыш], которым отрезали уши, а также головы военнослужащих, которые с восторгом показывали в селах Азербайджана. «В эти дни мы отмечаем 101-ю годовщину Геноцида армян. Мы должны понять, что может произойти еще один геноцид. Обязательство международного сообщества – защитить. Нагорный Карабах стоит перед угрозой уничтожения. Все это можно будет предотвратить с помощью признания Нагорного Карабаха в качестве независимого государства, - цитирует Энгеля агентство News.am. – …Сейчас нужно поставить вопрос о признании независимости Нагорного Карабаха. Международное сообщество обязано защитить население Карабаха. Очевидно, что единственная цель Азербайджана – не только уничтожить Карабах, но и всех, кто там проживает».
К слову, разговоры о признании Карабаха стали активно раздаваться именно в среде европейских парламентариев. Понятно, что по большей части это риторика или, в лучшем случае, ни к чему не обязывающая вербальная поддержка Степанакерта. Но если в Европе об этом хотя бы просто говорят, в России тема признания была обойдена молчанием, что более чем странно, т.к. Москва признала Южную Осетию и Абхазию именно после войны в августе 2008 года. Более того, когда армянское правительство 5 мая 2016 года обнародовало свое заключение по законопроекту о признании НКР и передало документ в парламент, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров выступил со странным призывом «не паниковать» и напомнил о том, что статус Карабаха обсуждается в Минской группе ОБСЕ. Интересно, а кто паниковал-то? Или Лавров решил выступить в качестве успокоительного средства для Баку?
Это неуклюжее выступление российского министра не осталось в Ереване незамеченным. Всё больше убеждаясь в том, что Россия ни на йоту не отступит от «равноудаленного» подхода к Армении и Азербайджану (горячий привет ЕАЭС и ОДКБ), армянское политическое и экспертное сообщество стало откровенно проявлять недовольство Москвой (строго говоря, оно почти не стихало с начала апрельской войны).
«…Полномасштабные действия [Азербайджана] были предприняты при молчаливом согласии и поддержке России. Поддержка состояла хотя бы в том, что Россия не предупредила стратегического союзника об ожидавшемся штурме и вооружила противника до зубов, не поставив своему союзнику оружие на 200 млн. долларов», - заявил председатель армянской партии «Свободные демократы» Хачатур Кокобелян в интервью газете «Лрагир» («Вестник»). Он сослался на российских чиновников, которые в приватных разговорах подтвердили, что Москва знала о готовящемся наступлении Азербайджана.
…Сегодня Армения на распутье. Старые мифы и стереотипы рушатся, а новым еще не суждено появиться, т.к. армянский народ слишком устал, чтобы позволить себе роскошь строить очередные воздушные замки. Разочарование в политике России – это нечто более мощное, чем просто разлад. В отличие, например, от Украины, отдаление Армении от России происходит на уровне народа, а не элиты, которая цепями повязана Москвой. Армянская элита неспособна бросить России вызов, зато народ, видимо, готов. Нет, это отнюдь не русофобия – в Армении она нереальна по определению. Это очередной эпизод «гениальной» внешней политики РФ, которая до этого успешно «проспала» Украину и Молдову, почти утратила рычаги влияния на Грузию и никак не может совладать с собственными союзниками в Беларуси и Казахстане. Уже не говоря о худших за 25 лет отношениях с Западом. Но если новая «холодная война» еще как-то поддается логическому объяснению, то возможная потеря Россией «единственного стратегического союзника в Закавказье», т.е. Армении, станет чем-то за гранью добра и зла. Спасибо «равноудаленности». А пока армянский народ может тешить себя небывалым с 1988 года подъемом национального самосознания и долгожданным сплочением перед лицом старых (а также неожиданно новых!) врагов.