В молдавском обществе продолжают обсуждать нашумевший визит делегации РМ в Вашингтон. Противоречия здесь кроются на каждом шагу. Так и осталось неясным, кто возглавлял делегацию – официальный министр Калмык или неофициальный «исполнительный координатор правящей коалиции» Плахотнюк? Где был основной пункт поездки – Госдепартамент США или Атлантический совет? Наконец, был ли гражданин Плахотнюк приглашен на VIP-встречи или попросту оплатил эти удовольствия через лоббистские организации (широкая практика в США)? А самая главная интрига – что же действительно сказала Виктория Нуланд неформальному хозяину Молдовы? Ведь вся информация об этих встречах подана через партийные и медийные структуры ДПМ, что само по себе вызывает сомнения и требует верификации.
Как бы то ни было, в незавидном положении оказалось посольство США – как и в январе, после встречи Нуланд с президентом Румынии Клаусом Йоханнисом. Американцы и МИД Молдовы противоречат друг другу, пытаясь чуть ли не спихнуть «вину» за проведение скандальной встречи в Вашингтоне. В Молдове, даже в правом лагере, укрепился скепсис по отношению к администрации США, которую стали всё более открыто называть «крышей» олигархической власти РМ. Более того, впервые за многие годы, если не с 1991 года, у посольства США в Кишиневе прошел митинг протеста, организованный правыми активистами. Правыми, а не левыми! Они требовали прекратить поддержку режима Плахотнюка. Каково, а?
Самое парадоксальное в том, что, пока американская власть в лице госпожи Нуланд прикрывает молдавских олигархов, американские эксперты в лице Международного республиканского института (IRI) вновь проводят опрос в Молдове, получая ужасающие для власти ответы. По иронии судьбы, Викторию Нуланд тоже можно отнести к лагерю Республиканской партии США. Во-первых, она активно продвинулась в Госдепе именно при «слонах», а во-вторых, она супруга Роберта Кагана, советника Джона Маккейна – сенатора от Аризоны, ястреба-республиканца. Все трое – неоконсерваторы.
Так вот, американский Институт вновь, как и в октябре 2015 года, провел исследование среди граждан Республики Молдова. 11-25 марта было опрошено 1500 совершеннолетних жителей страны (кроме Приднестровья). Статистическая погрешность составила 2,8%. Опрос оплачен Национальным фондом поддержки демократии (National Endowment for Democracy) – кстати, еще одна «контора» неоконсерваторов.
На набивший оскомину вопрос «Идет ли страна в верном или неверном направлении» отрицательный ответ дали 83% - в октябре 2015 года было 79%. В первой тройке самых острых проблем названы безработица, коррупция и низкие доходы/пенсии. При этом коррупцию, как и полгода назад, 95% опрошенных назвали «Большой» и «Очень большой» проблемой. 78% респондентов считают, что власть отражает интересы отдельных групп, а не большинства. Вероятно, поэтому 74% говорят (в октябре – 71%), что власть нуждается в реформах. Те же самые 74% «Скорее не одобряют» или «Совсем не одобряют» парламентское большинство, состряпанное из ДПМ, ЛП и перебежчиков из ЛДПМ и ПКРМ. Это то самое большинство, которое получило поддержку той самой Нуланд…
И поскольку эта госпожа заботится о защите демократии во всем мире, ей будет интересно узнать, что 80% граждан Молдовы, опрошенных ее же партийным Институтом, ответили «Скорее не удовлетворен» и «Совсем не удовлетворен» состоянием демократии в Молдове. Еще 68% сказали, что экономическое положение в стране стало хуже или намного хуже, а для 23% ничего не изменилось. То есть в совокупности более 90% населения, мягко говоря, не заметило никаких улучшений. А еще госпоже Нуланд будет интересно узнать, что 59% населения Молдовы жалеет о распаде СССР. В октябре таких было 56%.
Но самая поразительная метаморфоза произошла с другим внешнеполитическим индикатором. В октябре Россию назвали политическим партнером Молдовы лишь 20% опрошенных, а сейчас это число выросло почти втрое – до 59%. Угрозой Россию сегодня считают лишь 30%, хотя осенью – 39%. И это на фоне регулярных «вторжений» русских танков.
С другой стороны, очень контрастные взгляды на роль США. В октябре 2015 года молдавские респонденты почти не замечали американцев: 1% назвали США политическим партнером, а 5% - политической угрозой. Но в марте 2016 года Вашингтон стал для 26% политическим партнером, а для 25% - угрозой. Колоссальный рост по обеим позициям! Сказывается, видимо, роль США в рождении ночного правительства Молдовы. И это изменение лишний раз показывает, насколько полярными остаются настроения в молдавском обществе. Я думаю, Виктория Нуланд должна спросить своих подчиненных, почему так происходит…
Не менее «радостными» для Госдепартамента будут ответы на вопрос о судьбоносном внешнеполитическом векторе Молдовы. Если бы жителям страны пришлось выбирать между Европейским Союзом и Евразийским Сообществом, первый получил бы 43% голосов, а второй – 44%. Брюссель улучшил свои показатели, если учесть, что в октябре разрыв был 38% и 45% в пользу восточного вектора. Зато увеличилось количество противников НАТО – 40% сейчас и 35% тогда. «Что они ни делают, не идут дела».
Продолжение следует…