По традиции, значительное внимание в любых опросах я уделяю партийным и личностным предпочтениям молдавских граждан. Здесь для американских заказчиков ситуация двойственная. С одной стороны, весь пьедестал народной любви занимают исключительно противники нынешней власти, что вряд ли радует Викторию Нуланд и ее кишиневских подчиненных. С другой стороны, примерно половину оппозиционного топа составляют правые активисты, которые при прочих равных условиях вполне могли бы устроить Вашингтон и Брюссель.
Что же мы имеем? Первую пятерку прочно удерживают оппозиционные политики:
- Лидер «Нашей партии» Ренато Усатый – 50% «благоприятного отношения» и 43% «неблагоприятного»
- Бывший министр образования Майя Санду – 45% в плюсе и 41% в минусе
- Председатель Партии социалистов Игорь Додон – 45% позитивного мнения и 49% негативного
- Лидер Платформы «ДА» Андрей Нэстасе – 40% благоприятного мнения и 30% неблагоприятного
- Председатель Европейской Народной партии Юрий Лянкэ получил 34% плюса и 56% минуса.
Новый премьер-министр Молдовы Павел Филипп получил 25% благоприятных мнений и 57% неблагоприятных. Рискну предположить, что господин Филипп, на момент проведения опроса проведший всего два месяца на посту премьера, должен «благодарить» за эти цифры своего однокашника, известного под фамилией Плахотнюк, ибо весь негатив, связанный с кукловодом, неизбежно экстраполируется на любого, кто публично ассоциируется с ним.
Кстати, сам господин олигарх по-прежнему лидирует в антирейтинге с 88% негативных мнений и лишь 6% позитивных. С ним в тройке не любимых страной людей находится Влад Филат (86% и 7% соответственно) и впервые Михай Гимпу (82% и 10%). «Люда» вытеснил Николая Тимофти из арьергарда молдавских политиков – у формального президента Молдовы «всего лишь» 79% негатива при 11% позитива.
Однако есть еще один рейтинг политиков – по уровню доверия. Тут картина несколько иначе – Ренато Усатый и Игорь Додон лидируют с отрывом, у них 27% и 24% соответственно. У Майи Санду и Андрея Нэстасе 16% и 13% соответственно. На пятом месте неожиданно оказался формально оппозиционный Владимир Воронин – 8% доверия. То есть Усатый и Додон в сумме набрали больше половины рейтинга доверия, что лишний раз показывает крен в сторону левых настроений в обществе – привет Госдепу.
Опрос гласит, что молдавский народ страшно изголодался по президентским выборам. 16-летнее голодание – это вам не шутки. 94% респондентов ответили «Очень возможно» и «Скорее возможно» на вопрос о желании проголосовать на предстоящих 30 октября всенародных выборах главы государства. Причем активнее всего к урнам рвутся лица от 18 до 29 лет, то есть те, кто совершенно точно ни разу не участвовал в выборах президента с 1996 года. А дальше, как вы понимаете, опять холодный душ для американцев. На вопрос, за кого из кандидатов они отдадут свой голос, 20% людей назвали Ренато Усатого (хоть он и не может участвовать), а 18% - Игоря Додона. Андрей Нэстасе и Майя Санду получили бы 12% и 10% соответственно. На пятом месте Владимир Воронин с 6% голосов.
В то же время снизилось число граждан, желающих проведения досрочных парламентских выборов – в октябре 2015 года таковых в совокупности было 91%, а сегодня их 88%. Видимо, для 3% вполне достаточно прямых выборов президента. А вот если бы парламентские выборы состоялись в ближайшее воскресенье, за «Нашу партию» проголосовал бы 21% респондентов, а за Партию социалистов – 20%. У Платформы «ДА» и партии Майи Санду «Действие и солидарность» было бы по 12% голосов. Демократическая партия и коммунистов балансируют на грани провала – у них едва набирается 6% для прохождения в парламент. У Европейской народной партии Лянкэ всего 4%, зато у либералов (привет «Люде») и либеральных демократов полный провал – по 2% голосов.
Куда ни кинь, всюду клин. И всё же, и всё же… Не надо тешить себя иллюзиями, что американцы обольются слезами при виде этих ужасающих итогов и бросятся спасать Молдову от олигархов, удушающих последние остатки демократии в стране. Чем выше будут показатели левой оппозиции, чем ниже будет антирейтинг власти, тем увереннее США «впишутся» за официальный Кишинев. Это факт. И дело отнюдь не только в пресловутом «нашем сукином сыне». Есть уверенность в том, что США и Россия в ходе встречи Джона Керри с Владимиром Путиным в конце марта договорились заморозить ситуацию в Сирии и Украине, а также, видимо, в Молдове.
Вернее, «заморозка» - слишком громко сказано, речь скорее идет о договоренности не совершать чересчур резких движений. А в случае Молдовы резкое движение – это президент из левого лагеря и/или досрочные парламентские выборы. Однако ждать мы будем не очень долго – 8 ноября в США пройдут президентские выборы. Я не берусь прогнозировать их исход, но уверен, что они окажут серьезное воздействие на наш регион.
Читайте также:
Желтая карточка от американцев. Новый позор молдавской власти. Часть 1 Часть 2