«Эра углеводородов осталась в прошлом. Как каменный век закончился не потому, что закончились камни, так и нефтяной век уже закончился», - сказал в январе на Гайдаровском форуме президент и председатель правления Сбербанка Герман Греф. По его словам, вопрос о стоимости нефти не столь важен. «Мы проиграли конкуренцию и оказались в стане стран, которые проигрывают, стран-дауншифтеров. Страны и люди, которые сумели вовремя адаптироваться и проинвестировать в это, — победители. Те, кто не успел, очень сильно будут проигрывать», - цитирует Грефа РБК. Он считает, что России угрожает «колоссальный разрыв в доходах» по сравнению со «странами-победителями».
Почему Россия отстает в научно-техническом развитии? Ответ на этот вопрос попытаемся найти в авторском материале на сайте «Газеты». Известно, что в 2013 году Россия занимала второе место в мире по абсолютному уровню госрасходов на коммерческие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, потратив около 15 млрд. долларов. «Однако фактически те расходы, которые проходят в российском бюджете по статье НИОКР, в большей части таковыми либо не являются вовсе, либо могут ими считаться с большой натяжкой. Значительная часть бюджета на НИОКР (40%) – это расходы на разработки военно-промышленного комплекса, в которые включается любое несерийное производство, в том числе тех вооружений, которые были разработаны уже очень давно», - говорится в тексте.
При этом в «гражданской» части бюджета в реальности производятся давно разработанные продукты. «Доля инновационной продукции в России в общем выпуске – 8-9% (в странах-лидерах – около 15%) и не растет за последние три года. А результаты российских инноваций все еще обладают низкой конкурентоспособностью, - отмечается далее в материале. – Созданные инновации преимущественно направлены на традиционные рынки сбыта организации (большей частью – на внутренний рынок), нежели на мировой. Лишь незначительная доля продукции классифицируется компаниями в качестве прорывной как для внутреннего, так и для мирового рынка».
«Российские производители гражданской продукции критически отстают от своих зарубежных конкурентов в масштабе деятельности. Малые масштабы деятельности означают малые инвестиционные возможности в НИОКР. Кроме того, при малых масштабах российские производители не соответствуют критериям крупных заказчиков…, которым требуется комплексное предложение и высокий уровень гарантий», - комментирует гендиректор Информационно-аналитического центра современной электроники Иван Покровский.
Как мы, однако, понимаем, сегодня главной проблемой России является не техническое отставание и даже не нефть. Санкции со стороны западных стран продолжают бить по экономике РФ, что признают и в Москве. В марте стало известно, что крупные европейские банки решили отказаться от размещения российских государственных облигаций на сумму 3 млрд. долларов, чтобы «не расстраивать» власти США и ЕС. Как пишет «Газета» со ссылкой на The Wall Street Journal, в число отказников вошли такие крупные структуры, как французский BNP Paribas, швейцарские Credit Suisse и UBS, немецкий Deutsche Bank, британский HSBC и другие.
В Брюсселе обеспокоены тем, что деньги, вырученные после проведения соответствующих операций, могут оказаться на счетах компаний, которые находятся под санкциями. Однако европейские чиновники не запрещали своим банкам напрямую размещать российские государственные бумаги. «Безусловно, отказ крупнейших банков Европы вслед за отказом в участии выпуска российских евробондов банками США сужает возможности России по выходу на внешние рынки заимствований. Несмотря на довольно оптимистичные заявления российских властей относительно привлечения необходимого объема заимствований, выпуск евробондов определенно будет проблематичным», - отмечает Тамара Касьянова, управляющий партнер АО «2К».
В то же время аналитики считают, что спрос на российские бумаги на западном рынке есть. Глава аналитического управления, управляющий директор Sberbank Investment Research Александр Кудрин не видит «никаких проблем с тем, чтобы Россия разместила еврооблигации в 2016 году на сумму 5-7 млрд.», то есть примерно в два раза больше заявленных планов.
Как посчитали эксперты, за период 2014-2017 годов Россия потеряет около 600 млрд. долларов из-за падения цен на нефть и санкций. Как пишет РБК со ссылкой на оценку Евсея Гурвича и Ильи Прилепского из Экономической экспертной группы, потери от финансовых санкций составят около 170 млрд. долларов, недополученные доходы от нефтегазового экспорта – около 400 млрд. долларов. Кроме того, сокращение валового притока капитала составит примерно в 280 млрд. долларов за 3,5 года, в том числе около 85 млрд. прямых инвестиций. Косвенное влияние санкций обусловливает три четверти этих потерь. Сокращение прямых иностранных инвестиций, снижение возможностей для займов, уменьшение притока капитала на рынок госдолга увеличивают непосредственный эффект санкций примерно втрое, утверждают эксперты.
С другой стороны, Минфин России просчитал варианты развития российской экономики на период до 2030 года. В консервативном варианте цена нефти до 2030 года остается на уровне 40 долларов за баррель в реальном выражении (в номинальном выражении растет примерно на один доллар в год), сообщает газета «Ведомости».
Вариант долгой стагнации вполне реален, но будет еще сопровождаться периодическими шоками от очередного спада цен на нефть, говорит руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич: «Это будет застой, на который будут время от времени накладываться финансовые кризисы». Неважно, на какой уровень цены нефти ориентироваться – 40 или 50 долларов, без ее роста и без реформ потенциал экономики ограничен ростом 1-1,5% в год, считает Гурвич.
Россия уже в 2016 году потратит основную часть резервного фонда и при очередном внешнем шоке может получить помимо экономического спада еще финансовый и банковский кризис, так как средств на поддержку банковской системы не останется, предупреждает Гурвич. Нужен широкий фронт реформ, а главное – обозначить направление развития: инвестировать можно только в какое-либо развитие, но не в его отсутствие. Помимо определенности политики, важно еще и доверие к ней, которое возникает, когда заявления подтверждаются делом, а не остаются просто «красивыми словами», резюмирует эксперт. А пока – рецессия российской экономики углубляется.
Продолжение следует