Россия освободила украинскую летчицу Надежду Савченко – она триумфально вернулась в Киев. Одновременно бойцы ГРУ Евгений Ерофеев и Александр Александров без помпы были переданы российской стороне и уже возвратились домой. Полагаю, Владимир Путин решил сделать своеобразный подарок (или аванс?) своему украинскому коллеге Петру Порошенко, который ровно два года назад, 25 мая 2014 года, победил на досрочных выборах президента. К чему это я? Заканчивается третья весна нового противостояния, новой «холодной войны», и можно попробовать подвести некоторые предварительные итоги этого тягостного рестлинга держав над нашими головами.
Так вышло, что еще 3 марта произошло два внешне ничем не примечательных и не связанных между собой события. На сайте Белого дома появилось сообщение о том, что санкции против России, введенные после присоединения Крыма, будут продлены еще на год. В тот же день министр иностранных дел РФ Сергей Лавров опубликовал на страницах журнала «Россия в глобальной политике» обширную статью-размышление. В обоих случаях приходится констатировать, что стороны остаются при своем…
Как пишет «Газета», продление санкционного режима до марта 2017 года означает, что они не будут сняты при нынешней администрации Барака Обамы, которая «возможно…, пытается оставить важный рычаг воздействия на Россию на случай, если к власти в США придет кандидат от той же Демократической партии». Причем такая риторика имеет шансы сохраниться как при гипотетической победе Хиллари Клинтон, сторонницы жесткой линии, так и с приходом республиканцев, радикальное крыло которых не скрывает, что хотело бы ухода Путина с поста. «В любом случае в связи с продлением санкционного режима у любой администрации США будет еще год на «раскачку», - добавляет «Газета».
Однако начать надо с другого: в апреле в издании The Atlantic появился огромнейший текст беседы с уходящим хозяином Белого дома. Материал заслуживает внимания в части, касающейся отношений с Россией. «Думать, что Россия каким-то образом стала в Сирии или в Украине сильнее теперь, чем до вторжения в Украину или до размещения вооруженных сил в Сирии, - значит, не понимать глубинной природы силы в иностранных делах или в мире в целом, - сказал Обама. – Истинная сила – это когда ты можешь получить то, что нужно, не прибегая к насилию». «Россия была намного сильнее, когда Украина выглядела независимым государством, но была клептократией, которой можно было управлять, дергая за ниточки», - добавил президент США.
Вместе с тем, он считает, что «слабая, разболтанная» Россия тоже представляет угрозу. «В отличие от Китая, у нее демографические проблемы, структурные экономические проблемы, для преодоления которых потребуется не просто [новое] видение, но и целое [новое] поколение», - уверен Обама. В то же время он усматривает у Путина «соблазн» использовать военную силу для демонстрации мощи и поэтому не склонен недооценивать эту угрозу.
В свою очередь, Сергей Лавров в журнале «Россия в глобальной политике» написал, что «надежное решение проблем современного мира может быть обеспечено только через серьезное, честное сотрудничество ведущих государств и их объединений в интересах решения общих задач». В качестве положительных примеров он приводит венскую сделку по иранской ядерной программе, согласование условий «перемирия» (кавычки мои) в Сирии, глобального соглашения по климату.
«…Мы не стремимся к конфронтации ни с США, ни с Евросоюзом, ни с НАТО. Наоборот, Россия открыта для самого широкого взаимодействия с западными партнерами. По-прежнему считаем, что наилучшим способом обеспечения интересов народов, проживающих на европейском континенте, было бы формирование общего экономического и гуманитарного пространства, простирающегося от Атлантики до Тихого океана, так чтобы недавно сформированный Евразийский экономический союз смог стать интегрирующим звеном между Европой и АТР», - написал Лавров. Но если прочесть всю его работу, можно заметить, что, как и у Обамы, примирительно-сожалеющий тон сопровождается твердостью в отстаивании собственной правоты и стремления не отступать от интересов.
Миролюбивую линию продолжил замминистра обороны России Анатолий Антонов. «Нужно положить конец распространению страшилок, что Россия собирается послать свои танки в страны Балтии, в Софию или Будапешт. Никто не намеревается это делать. Таких планов нет. Россия не хочет войны. Это просто смешно, что Россия собирается воевать», - сказал он в интервью Deutsche Welle. По его словам, распространение подобных слухов – «старый трюк» балтийских стран. «В странах Балтии закричать «русские идут, спасайтесь, пока можете» - это очень старый трюк. Он работает и доказал свою эффективность в получении от правительства большего количества расходов на оборону, а также в получении финансовой поддержки от стран Европы», - цитирует Антонова газета «Коммерсант».
Диссонансом на этом фоне звучат слова пресс-секретаря Кремля Дмитрия Пескова. «Сейчас мы находимся в состоянии информационной войны с законодателями моды в информационном пространстве, прежде всего, с англосаксами, их СМИ», - заявил Песков в программе «Право знать» на канале ТВЦ. По его мнению, «в таких условиях заниматься имиджевыми делами вряд ли целесообразно». Песков считает, что плохой имидж в мире сейчас не у России, а у США, пишет «Коммерсант». Мне сложно представить, чтобы пресс-секретарь российского президента позволил себе такие заявления без ведома шефа, но тогда получается нестыковка – МИД и даже Минобороны говорят о мире, а Кремль борется с англосаксами. Опять плохой и хороший полицейский?
Слова Пескова звучат тем более странно после довольно успешных переговоров Путина и Лаврова с прибывшим в Москву Джоном Керри (туда же прилетел и министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер). Беседа трех министров прошла после терактов в Брюсселе, и тема совместной борьбы с терроризмом стала одной из ключевых. Правда, и тут не обошлось без «шпилек». Керри фактически похвалил действия России в Сирии: «Я думаю, что сегодня мы лучше понимаем те решения, которые последнее время принимал президент Путин, и также лучше понимаем, как лучше надо продвигаться дальше» (цитата по «Коммерсанту»). А Лавров не упустил случая укусить: «Есть множество аналитиков и политических деятелей, в том числе в США, которые признают, что терроризм во многом был спровоцирован ошибочными действиями Запада в этом регионе».
Разногласия, естественно, сохранились и в украинском вопросе, хотя главные дипломаты России и США призвали к выполнению Минских соглашений. Тем не менее, мартовские переговоры можно считать успешными – даже есть основания видеть «первые признаки возвращения сторон к ограниченному партнерству», как выразился «Коммерсант»…
«Поездка госсекретаря в Москву доказывает, что Россия сыграла решающую роль в приостановке горячей фазы гражданской войны в Сирии. Это позволяет международному сообществу направить усилия на борьбу с главной угрозой – терроризмом», - заявил «Ъ» профессор истории Американского университета Антон Федяшин.
В свою очередь, замдиректора ИМЭМО РАН Федор Войтоловский считает, что РФ и США, опираясь на договоренности по Сирии, «теперь могут вернуться к взаимодействию в урегулировании других кризисов в области безопасности». «Не только ситуация в Сирии и борьба с международным терроризмом, но и другие вопросы, такие как безопасность на Корейском полуострове, ситуация в Афганистане, требуют активизации российско-американского диалога», - сказал эксперт.
Продолжение следует…