Некоторые российские эксперты признают, что внешняя политика Москвы выстроена достаточно сильно, но она теряет свою значимость из-за внутренних проблем, в первую очередь – из-за социально-экономического положения страны. «Наша внешняя и оборонная политика сегодня достигла высочайшего профессионального мастерства. Буквально пять лет назад такого еще не было. Но все это может обесцениться из-за экономической слабости России. Никакие сверхпрофессиональные дипломаты не компенсируют отсутствие внятной экономической политики», - говорит главный редактор издания «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов («Лента»).
Группа членов общественного Совета по внешней и оборонной политике отмечает, что «российская внешняя политика последнего десятилетия была в целом удачной, временами блестящей», но слабым звеном является стагнация экономики. «Пока внешняя политика компенсировала эту слабость. Но резервы такой компенсации близки к исчерпанию. На новом качественном уровне и пока с терпимыми затратами воссоздана военная мощь. Получается, хотя и дорогой ценой, остановить экспансию западных союзов на территории, которые в России считаются жизненно важными с точки зрения безопасности. На Западе началось искомое привыкание к необходимости учета интересов России. А значит, заложена основа для более здоровых и справедливых отношений в будущем», - говорится в тексте, опубликованном на страницах «Российской газеты».
О внутренних проблемах говорит и британский специалист по российским спецслужбам Марк Галеотти. Понятное дело, он указывает на специфические трудности в такой деликатной сфере, как разведка. В частности, эксперт в интервью «Газете» рассказывает о том, что до Кремля не доходят «неудобные» сведения, поэтому выводы и действия властей РФ чреваты ошибками.
А еще Галеотти выделяет три основных тренда. Первый тренд: спецслужбы России в последнее время делают особенный упор на разведывательные операции за рубежом. Все западные страны фиксируют, что российские спецслужбы очень активно работают. Второй тренд, о котором особенно часто говорят в Прибалтике и Центральной Европе, - это сосредоточение на политических операциях, попытки повлиять на внутреннюю ситуацию в странах этих регионов. Третий тренд выглядит примерно так: создание Национальной гвардии приведет к смещению баланса и среди российских спецслужб, тем более что ФСБ все чаще проводит операции за границами России.
«Российские спецслужбы активно собирают информацию, организуют множество операций за рубежом. Но при этом главная опасность заключается не в этих операциях, а в том, что власти России, похоже, не используют разведданные в реализации своей внешней политики. Я имею в виду, что настоящие, качественные материалы спецслужб Кремль почему-то не использует, - добавил британский эксперт. – До тех пор пока руководители российских спецслужб будут получать поощрение за хорошие новости, за оправдание ожиданий Кремля, ситуация останется плачевной. Главная задача спецслужб – перечить руководству страны, если его видение ситуации расходится с оперативными данными».
Между тем – новость последних часов. Президент РФ Владимир Путин пригрозил ответными мерами на размещение ракет-перехватчиков на румынской базе Девеселу. «Мы вынуждены будем сейчас соответствующим образом отреагировать. И если вчера еще те части территории Румынии, которые не знали, что такое быть под прицелом, сегодня придется нам произвести определенные действия, которые будут обеспечивать нашу безопасность», - сказал Путин по итогам переговоров в Афинах с премьер-министром Греции Алексисом Ципрасом.
По словам российского лидера, «то же самое» будет и в Польше. «Будем ждать, пока в Польше будут проведены определенные действия, ничего делать не будем до тех пор, пока не увидим ракет на сопредельной территории», - цитирует Владимира Путина агентство «Интерфакс». По мнению хозяина Кремля, размещение в Европе американских пусковых установок, на которые можно погрузить ракеты средней дальности, размывает Договор о ракетах средней и меньшей дальности. «Что это такое? Это пусковые установки и радиолокационные станции. Сегодня там размещаются ракеты дальностью 500 км, через несколько лет это будут ракеты дальности 1000 км», - сказал президент РФ.
Цитируемое агентство напоминает слова заместителя секретаря Совета безопасности РФ Евгения Лукьянова, который в июне 2015 года заявил, что Польша и Румыния, размещая у себя элементы ПРО, автоматически становятся потенциальными целями. «Им бы лучше думать о другом, той же Польше, Румынии. Размещение элементов ПРО, пусковых установок, которые реально нацелены на наши стратегические ядерные силы, - это для них проблема. Они автоматически становятся нашими целями. Если им нравится быть целями из-за американских систем вооружений, это их выбор», - сказал тогда Лукьянов.
При этом глава комитета Госдумы по обороне, бывший командующий Черноморским флотом РФ адмирал Владимир Комоедов говорил, что объекты ПРО направлены против России. «Для нас это прямая угроза. Они уже выходят на огневой рубеж. Помимо системы обнаружения они уже выставляют противоракеты. Даже не на сто, а на двести, триста, тысячу процентов всё это направлено против нас. Это не Иран, а Россия с её ядерным потенциалом сдерживания», - говорил Комоедов.
В общем, «наша песня хороша – начинай сначала». Даже добавить нечего, по большому счету. С одной стороны, плодотворные переговоры Путина и Керри. С другой стороны, официальное открытие базы ракет-перехватчиков SM-3 в Румынии. Шоу должно продолжаться. Только это шоу будет, судя по всему, прямо над нашими головами. Жить дружно пока не получается.