В Армении и Карабахе всю вторую половину мая обсуждают итоги встречи президентов Армении и Азербайджана. В ночь с 16 на 17 мая Серж Саргсян и Ильхам Алиев провели непростые переговоры в Вене. Они не могли не быть непростыми – после апрельской Четырехдневной войны сама возможность встречи лидеров де-факто воюющих стран уже воспринималась как сенсация.
Саммит предваряли консультации посредников от Минской группы ОБСЕ, которые, несмотря на явную бесперспективность переговоров с режимом Алиева, настояли на продолжении процесса на принципах, закрепленных еще в середине 90х годов прошлого века. Кстати, такая постановка вопроса на корню обесценила милитаристскую риторику апшеронского руководства. Как пишет «Коммерсант», сопредседатели МГ ОБСЕ выдвинули на первый план три аспекта: укрепление режима перемирия, повышение доверия и согласование принципов мирного урегулирования. «По всем этим блокам есть много наработок, все они на столе. Остальное будет решаться на встрече лидерами двух стран», - цитирует ТАСС слова дипломатического источника.
Посредники придавали огромное значение встрече Саргсяна и Алиева – об этом говорит хотя бы то обстоятельство, что венский саммит почтили своим присутствием министр иностранных дел России Сергей Лавров, госсекретарь США Джон Керри и госсекретарь МИД Франции по европейским делам Арлем Дезир. Лавров и Керри в это время как раз проводили очередной раунд переговоров по Сирии и решили заглянуть также на карабахский процесс.
Кроме того, Саргсян провел двусторонние встречи с Керри и верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерикой Могерини. А еще были телефонные переговоры Саргсяна и Алиева с вице-президентом США Джозефом Байденом, который положительно оценил результаты встречи президентов.
«Каждая сторона преследует свои цели, - сказал по итогам переговоров в Вене Серж Саргсян. – Наша цель заключалась в том, чтобы выяснить, в самом ли деле переговоры зашли в тупик и нет другого выхода, кроме как воевать, или мы можем решить проблему с меньшими потерями». Характерно, что Ильхам Алиев никаких заявлений не сделал.
Между тем, в итоговом коммюнике, опубликованном на сайте ОБСЕ, говорится, что президенты «подтвердили свою приверженность режиму прекращения огня и мирному урегулированию конфликта». «Для снижения риска дальнейшего насилия они согласились в кратчайшие сроки завершить внедрение механизма расследований ОБСЕ», - отмечается в тексте. Стороны условились провести следующий раунд консультаций в конце июня.
Что интересно, положительный отзыв о встрече озвучило министерство иностранных дел непризнанной Нагорно-Карабахской Республики. Ведь в Вене шло обсуждение судьбы республики без ее участия, да еще спустя полтора месяца после самой масштабной с 1994 года войны. Тем менее, в Степанакерте довольны – и в первую очередь тем обстоятельством, что посредники настояли на внедрении механизма расследований, объективно невыгодного Азербайджану.
С другой стороны, карабахская дипломатия не просто приветствует приверженность посредников и воюющих стран соглашениям о прекращении огня от 1994 и 1995 года. «Данные соглашения… были достигнуты благодаря полноценному участию в переговорах всех трех сторон – Азербайджана, Нагорно-Карабахской Республики и Армении. Логика процесса урегулирования требует восстановление переговоров по поиску окончательного разрешения конфликта именно в данном трехстороннем формате», - говорят в Степанакерте.
Однако азербайджанская сторона не была бы собой, если бы не попыталась перевернуть всё с ног на голову. Так, представитель администрации Алиева Новруз Мамедов заявил, что в Вене никаких договоренностей по внедрению механизмов расследования достигнуто не было. Что ж, тогда получается, что сопредседатели МГ ОБСЕ врут, а глупый Джо Байден поддержал то, чего не было.
К огорчению официального руководства Азербайджана его слова опровергают даже аккредитованные в Баку дипломаты. Так, глава представительства Евросоюза Малена Мард заявила, что «поддерживает решение о проведении различных мероприятий, расследовании инцидентов, планировании «дорожной карты» для всесторонних мирных переговоров, а также планировании второй встречи в ближайшее время», пишет агентство «Регнум».
Автор публикации, российский политолог Станислав Тарасов, который специализируется на Южном Кавказе и Турции, отмечает, что министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров полностью извратил суть венских соглашений. Например, он заявил, что механизм расследований будет внедрен якобы только после подписания мирного договора и «вывода армянских войск с оккупированных территорий».
Тарасов полагает, что ложь азербайджанского руководства объясняется невозможностью «конвертировать» сомнительные военные «победы» 2-5 апреля в некое политико-дипломатическое достижение. Более того, уверен эксперт, Азербайджан умудрился консолидировать позицию (настроить против себя – это уже мое мнение) стран-сопредседателей МГ ОБСЕ, «которые имеют свою версию происходящего, что лишает Азербайджан шансов на какое-либо маневрирование».
«Раньше Баку больше обвинял Москву, у которой якобы находятся «ключи от Карабаха», теперь же открыто дает понять, что усилия, предпринимаемые посредниками для урегулирования нагорно-карабахского конфликта, направлены на цементирование и укрепление статус-кво в регионе хотя бы потому, что Запад не настаивает на «освобождении» азербайджанских территорий. Наконец, сам факт того, что интерпретация Армении механизма мониторинга на линии соприкосновения конфликтующих сторон в Карабахе совпадает с позицией МГ ОБСЕ, еще больше высвечивает отсутствие аргументационных ресурсов Азербайджана, которые он использовал и использует в переговорном процессе», - констатирует Станислав Тарасов.
Между тем, «своеобразную» интерпретацию итогов венских переговоров заметили в министерстве иностранных дел Армении. Глава ведомства Эдвард Налбандян в интервью Армянской службе радио «Свобода» заявил: «Еще чернила не успели высохнуть на заявлении, а Азербайджан уже вновь пытается сделать шаг назад. Примечательно, что авторами этих заявлений являются известные азербайджанские чиновники, отличающиеся своими перлами, а также азербайджанские послы, по характеристике самого МИД Азербайджана, занимающиеся самодеятельностью, не получив на то из столицы инструкции». По словам министра, эта ситуация подтверждает, что Баку и посредники «говорят на разных языках».
В армянской прессе выражаются еще откровеннее. «Соблюдение этих [венских] договоренностей для Баку означает политическую, дипломатическую капитуляцию. Баку лишится возможности осуществления воинственной политики военных провокаций. А Азербайджан, по крайней мере, четко показал, что видит только один вариант развития событий – войну. Значит, Баку нарушит любые договоренности при первой же возможности, будь то с дипломатическими или военными проявлениями», - пишет ереванская газета «Жаманак» («Время»), на которую ссылается «Регнум».
В заключение приведу высказывание неназванных высокопоставленных американских дипломатов. На сайте Госдепартамента размещена расшифровка любопытной стенограммы: два анонимных представителя американского внешнеполитического ведомства отвечают на вопросы о ситуации в Нагорном Карабахе. Один из них под именем «Старший чиновник Госдепартамента номер один» в ответ на вопрос о позиции Азербайджана по механизму мониторинга говорит: «Они [азербайджанцы] противятся дополнительному мониторингу. Они противятся любым мерам укрепления доверия, которые, как они думают, могут сохранить статус-кво».
Как говорится, комментарии излишни. Так что вопрос, вынесенный мною в заголовок, представляется скорее риторическим. Вернее, его лучше будет сформулировать развернуто: зачем Саргсян встречается с Алиевым, прекрасно зная, что сразу «после того как» азербайджанский лидер устами своих ближайших подчиненных дезавуирует или исказит суть соглашений. Ведь это началось не вчера и закончится не завтра. Если апшеронские чиновники могут спокойно извращать содержание переговоров и соглашений, выставляя посредников глупцами, о чем с ним можно говорить?
Впрочем, надо понимать, что чаще всего это махание кулаками направлено на внутреннюю аудиторию, то есть азербайджанское общество. Но обществу Армении и Карабаха от этого не легче. И погибших не вернуть. И их матерям не объяснить, зачем нужно говорить с теми, кто даже сутки не может продержаться и не соврать. Такие вот сомнительные переговоры…