До выборов президента непризнанного Приднестровья осталось ровно 6 месяцев. Но избирательная кампания неофициально началась намного раньше – с прошлой осени, когда Левобережье готовилось к выборам в Верховный Совет, регион лихорадит то от социальных проблем, то от выборных скандалов. После сокрушительного поражения команды Евгения Шевчука в парламентской кампании и получения его оппонентами из «Обновления» конституционного большинства стало ясно, что президентские выборы будут еще тяжелее.
Ровно два месяца назад, 11 апреля, состоялось «судьбоносное» заседание Верховного Совета, который пригласил президента Шевчука и премьера Павла Прокудина, но они не пришли. Тогда новый председатель «Обновления», вице-спикер Верховного Совета Галина Антюфеева с трибуны обратилась к отсутствующему президенту, которого считает виновником валютного кризиса. «Зачем Вам это нужно было? Уверена, Вы знаете, что в Приднестровье складывается катастрофическая ситуация. В республике продуктов питания и других жизненно важных товаров на несколько недель. Наша республика может оказаться на грани физического выживания в связи с обрушением курса рубля», - заочно обратилась Антюфеева к Шевчуку.
Ответ «обвиняемого» был озвучен через СМИ. Шевчук расценил это и другие подобные выступления как попытку переложить ответственность на исполнительную власть. Тем не менее, он поддержал антикризисные меры, выдвинутые правительством и одобренные Верховным Советом, - 10 мая президент подписал Закон «О некоторых дополнительных государственных мерах, направленных на минимизацию негативного воздействия внешних экономических факторов».
Как пишет агентство «Новости Приднестровья», план предусматривает снижение ставки налога на доходы на 10% для производителей, которые работают на отечественном сырье и реализуют продукцию на внутреннем рынке. Кроме того, настоящим Законом снижена ставка единого социального налога – с 25% до 12% – для компаний, которые создают дополнительные рабочие места. Также будут бесплатно предоставляться в долгосрочное пользование земельные участки под строительство.
Еще раньше, 29 апреля, правительство в лице министерства финансов подписало с фирмой «Шериф» (да-да, той самой) соглашение о предоставлении бюджету беспроцентного целевого займа для погашения долгов перед работниками бюджетной сферы. По сообщению агентства «Инфотаг», ранее руководство «Шерифа» предлагало 300 млн. рублей (26,5 млн. долларов по официальному обменному курсу). Исполнительная власть думала, но недолго – прямо перед Пасхой соглашение было подписано. Правда, Кабинет попросил фирму дать еще 5,8 млн. долларов на погашение долгов перед пенсионерами. По всей видимости, «Шериф» дал согласие.
Понятное дело, Шевчук оказался в очень некомфортной ситуации. С одной стороны, он фактически стал должником «любимой» компании, на которую еще прошлой осенью вешал всех собак, обвиняя ее в ухудшении социально-экономической и финансовой ситуации. С другой стороны, отказаться от такого предложения было нельзя, ибо ситуация отнюдь не улучшилась. Дошло до того, что «Шериф» провел перед Пасхой кампанию по раздаче пенсионерам внушительных продуктовых пакетов, чем, вне всякого сомнения, еще больше поднялся в глазах самой дисциплинированной части приднестровского населения. Между тем, на 1 января 2016 года объем задолженностей по зарплатам и пенсиям составлял 365,6 млн. рублей (более 32 млн. долларов).
Однако президент непризнанной республики не остался в долгу. По моей информации, профильные структуры Приднестровья «тормозят» документы, связанные с выдачей «Шерифу» разрешений на импорт продукции. Таким же способом задерживается получение фирмой валюты, столь нужной для закупки товаров за рубежом. Не могу ручаться за достоверность этих сведений, но что-то в них, наверное, есть.
Косвенным подтверждением может служить новость от 8 июня: объем импорта продовольствия за пять месяцев 2016 года сократился по сравнению с аналогичным периодом 2015 года на 8%. Как рассказала заместитель начальника аналитического отдела Государственного таможенного комитета Приднестровья Наталья Тарапата, «это связано со снижением на 21% объемов ввоза продуктов питания основным крупным импортером». Кто на левом берегу «основной крупный импортер», знают все.
Однако что мы читаем дальше? «…На фоне сокращения поставок крупнейшим поставщиком наблюдается активизация внешнеэкономической деятельности иных импортёров продовольствия. Они стали ввозить в республику на 7% больше продуктов питания, чем в первой половине 2015 года», - сказала цитируемая чиновница. Еще одна цифра: «основной крупный импортер» ввез на 31% меньше горючего, чем за аналогичный период прошлого года.
Что бы это могло значить? Я далек от мысли, что у «Шерифа» внезапно прохудилась кубышка – иначе откуда бы фирма дала правительству кредит на десятки миллионов долларов и осчастливила десятки тысяч пенсионеров? С другой стороны, как же «иные импортеры» смогли поправить свое положение в республике, не вылезающей из кризиса? В общем, дальше додумывайте сами, уважаемые читатели.
Впрочем, Евгений Шевчук не позволит нам заблудиться в дебрях конспирологии – он дал понять, что не прекратит борьбу с фирмой. Вот фрагмент его обращения к приднестровцам, где говорится «про опасные схемы, когда государственные решения принимаются исключительно коммерческими структурами». «Конфликт интересов, заложенный в системе организации органов власти, когда основной целью коммерсанта (депутата), с одной стороны, является прибыль своего бизнеса, а с другой стороны, есть необходимость принятия государственных решений, в том числе непопулярных и для своего бизнеса, является очевидным», - сказал приднестровский лидер.
О том, что в республике далеко до финансовой стабильности, говорит и публикация на сайте «Слона». Уточняется, что в апреле Тирасполь в очередной раз обратился к Москве с просьбой дополнительно выделить 60 млн. долларов всё на те же цели – погашение задолженностей перед бюджетными работниками и пенсионерами. В это же время правительство Приднестровья как раз обдумывало предложение «Шерифа», и раз у него взяли деньги, значит, Россия ответила отказом или дала не всю сумму.
Год назад, пишет издание, Москва уже отклоняла просьбу Шевчука выделить 100 млн. долларов. Источник в парламенте Приднестровья тогда рассказал, что Москва «попрекнула Шевчука в чрезмерных тратах на собственную персону («летает чартерными рейсами») и сослалась на собственные финансовые трудности». В итоге Тирасполь урезал зарплаты бюджетников и пенсии (на 30%).
Кроме того, 7 июня Центробанк Приднестровья ввел 10%-ную комиссию при покупке иностранной валюты банками и небанковскими кредитными организациями на аукционе ПРБ. В учреждении называют это вынужденной мерой и указывают на три основные причины: сокращение экспорта, уменьшение объема денежных переводов из-за рубежа и уже известное нам сокращение внешней помощи. Жители Приднестровья говорят, что валюту в обменных пунктах почти невозможно купить по официальному курсу. Например, доллар формально стоит 11,35 рублей, но реально зашкаливает за 15 рублей.
«Не мытьем так катаньем банк пытается провести девальвацию. Эти 10% - это и есть скрытая девальвация валюты», - заявил в интервью Newsmaker глава комитета Верховного Совета по экономической политике, бюджету и финансам Александр Мартынов. Не далее как 8 июня парламент обратился в правоохранительные органы с просьбой проверить законность действий Центробанка.
Между тем, на сторону Верховного Совета встал первый президент Приднестровья Игорь Смирнов, который все эти годы вел непубличную жизнь. Созданное при спикере ВС совещательное собрание первых приднестровских депутатов во главе со Смирновым приняло обращение к Шевчуку и правительству, в котором поддержало позицию парламента. Кроме того, оппоненты нынешнего лидера грозятся провести чрезвычайный Съезд депутатов всех уровней для обсуждения ситуации в республике.
Впрочем, нельзя сказать, что две ветви власти совсем не взаимодействуют. 9 июня Шевчук провел совещание с Прокудиным и председателем Верховного Совета Вадимом Красносельским, а также с членами Совещательного собрания первых приднестровских депутатов. Как сообщает пресс-служба правительства, Шевчук сообщил о решении образовать экстренную рабочую группу по урегулированию валютного кризиса. В состав группы войдут по два представителя от парламента, правительства и ПРБ. Группе поручено в течение трех рабочих дней представить президенту предложения по урегулированию ситуации.
Что предложат эксперты и сумеют ли оппоненты договориться, покажет время. А мне остается констатировать, что у беспрецедентного социально-экономического кризиса, который то затихает, то обостряется на протяжении последних …надцати лет, появилось новое, валютное измерение. Как говорят сами приднестровцы, у обменных касс вновь, как и в «славные» 90-е годы, появились валютчики, которые уговаривают граждан поменять деньги по более выгодному курсу, но ведут себя очень осторожно, ибо налоговая и ОБЭП не дремлют. Так и живем, говорят люди…
Читайте также:
Итоги приднестровских выборов: разгром сторонников Шевчука