В российском экспертном сообществе продолжают обсуждать одну из самых громких политических новостей уходящего лета. 12 августа президент Путин отправил в отставку главу кремлевской администрации Сергея Иванова и назначил на этот пост его заместителя Антона Вайно. Несмотря на то, что общение всех троих перед телекамерами было подчеркнуто доброжелательным и не таило в себе никакого напряжения, наблюдатели разделились во мнениях относительно главного вопроса – дальнейшей судьбы Иванова. Но прежде чем приступить к анализу экспертных оценок, я бы хотел привести цитаты из двух любопытных материалов, касающихся проблем и перспектив развития России.
Для начала приведу фрагмент не особо оптимистичной статьи из «Слона», описывающей проблемы, мягко говоря, ухудшения моральных и профессиональных качеств российской элиты. «В политической (внутри- и внешне-) сфере российские власти будут становиться все менее предсказуемыми и все более картинно будут нарушать все мыслимые правила. В экономической сфере ньюсмейкерами окончательно станут одни только силовики, а число их разборок друг с другом будет стремительно приближаться к количеству их «наездов» на представителей бизнеса», - говорится в тексте.
Еще более мрачный материал опубликовал сайт The Insider со ссылкой на «теневое ЦРУ» Stratfor. Речь о проблеме эмиграции из России, которая в последние годы увеличилась, особенно резко с 2014 года. «…Россия теряет свою наиболее образованную рабочую силу рекордными темпами. И хотя чиновники категорически отрицают это, Кремль порой делает попытки остановить этот поток, - отмечается в публикации. – Кремль рассчитывает замедлить отток капитала, который достиг $ 153 млрд. в 2014 году, но после введения множества новых жестких правил он упал до $56 млрд. в 2015 году». И это лишь ничтожная часть тех цифр и фактов, которые изложены в обширном материале.
К чему я привел эти цитаты? Исключительно для иллюстрации к мнениям некоторых политологов, которые считают, что уход Иванова – это еще одна отставка «старожила» Кремля, который когда-то пришел туда вместе с Путиным. За минувший год президент РФ отстранил от должности президента ОАО «Российские железные дороги» Владимира Якунина (мягко говоря, он был неэффективным менеджером, но разве это когда-то смущало российскую элиту!); директора Госнаркоконтроля Виктора Иванова; начальника Федеральной службы охраны Евгения Мурова и директора Федеральной таможенной службы Андрея Бельянинова. Правда, к отставке последнего, говорят, причастен сам Сергей Иванов, но если бы это не было нужно Путину, ничего бы не было. Излишне говорить, что все до единого упомянутые люди – выходцы из КГБ.
Одни наблюдатели продолжают утверждать, что «чекисты своих не бросают», другие уверены в том, что Путин под видом «естественного процесса омоложения кадров» попросту избавляется от тех, с кем когда-то пришел во власть, кто с ним на «ты» или кому он чем-то обязан. На их место приходят действительно молодые кадры, для которых Путин – небожитель и абсолютный авторитет. Но не могу обойти вниманием тот факт, что российский президент, желающий дать дорогу молодым, мог бы вспомнить, что сам он примерно того же возраста, что и отставленные люди. Поэтому стремление к «омоложению власти» может восприниматься двусмысленно – ведь впереди президентские выборы 2018 года, на которых, не исключено, Путин выдвинется на второй (четвертый) срок. Даст дорогу молодым? Подождем полтора года.
А пока вернемся к отставке Сергея Иванова. Его назначили на совершенно новую, созданную специально «под» него должность – специальный представитель президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта. Место Иванова в Кремле занял Антон Вайно 1972 года рождения, внук первого секретаря ЦК КП Эстонской ССР Карла Вайно. Сам новый глава администрации президента России – выходец из среды дипломатов, а не чекистов; он окончил МГИМО, специализируется на Японии, где и работал в начале своей карьеры. С 2003 года – в Кремле (с перерывом на 2008-2012 годы, когда Путин был премьером). Абсолютно всеми экспертами Антон Вайно характеризуется как безукоризненный исполнитель, четкий, жесткий и грамотный менеджер-организатор, но не «человек-функция», а вполне самодостаточный кадр, открыто выражающий свое мнение. Но главный его плюс, говорят наблюдатели, - несомненная лояльность Путину. Собственно, почти вся карьера Вайно прошла при Путине, поэтому иного и быть не могло.
Петербургский блогер Анатолий Несмиян как раз считает, что хозяин Кремля «зачищает» пространство, «убирая людей, которые знали его еще до нынешнего величия, ставя тех, для кого он всегда был небожителем». «Личные связи его, похоже, начинают тяготить, а потому уборка идет педантичная и системная. Пожалуй, только Медведев усидит до самого конца – роль придворного шута позволяет не беспокоиться за будущее», - полагает Эль-Мюрид. Он уверен, что Путин не оставит Кремль в 2018 году. «Убирая лично преданных себе друзей и создавая техническое окружение, получить личные гарантии в случае ухода он уже не сможет – не у кого. Поэтому придется сидеть до смерти, вцепившись во власть зубами», - резюмирует Несмиян.
Известный российский политтехнолог, глава «Минченко консалтинг» Евгений Минченко в прошлом году в работе «Политбюро 2.0 и сирийский гамбит» предсказал приход Вайно на должность в Кремль. «Мы предрекали приход молодых технократов – я этому очень рад. Ребята нашего поколения – 1965-75 года рождения постепенно начинают занимать ключевые позиции во власти. Путин целенаправленно выращивает плеяду молодых технократов, которые обязаны своей карьерой исключительно ему», – цитирует политолога «Новый День». Он, однако, не считает, что Сергей Иванов в опале. «Путин и Иванов работали и дружили долгие десятилетия, поэтому я думаю, что Сергей Борисович останется в числе доверенных людей», – считает Минченко.
По его словам, новая должность Иванова может стать «как синекурой, так и мандатом на очень серьезную международную и лоббистскую активность, поскольку остаются возможности влияния на рынки с оборотами в сотни миллиардов долларов». Транспортные коридоры – одна из ключевых повесток путинской стратегии. Это и арктический коридор, и транспортный путь с востока на запад, и стратегия нового «Шелкового пути». «Здесь объем лоббизма огромен», – сказал Минченко.
Он не считает, что Иванов сменит Медведева на посту премьера. «На данном этапе совершенно точно нет – Путин четко сказал, что необходим высокий уровень взаимодействия и конструктивной работы правительства и АП», – аргументировал эксперт. Кроме того, Иванов вряд ли станет претендовать на пост президента, поскольку сказываются возраст и общая усталость.
Политолог Валерий Хомяков считает, что Иванов мог уйти из-за того, что «президент почувствовал в нем некую угрозу, связанную с недовольством своего ближнего окружения, с возможными расколами, подводными камнями». «Может быть, какая-то информация появилась. А, может быть, просто Иванов очень хотел себя усилить», - заявил эксперт в интервью «Федеральной прессе». «Его (Путина) беспокоит… собственная власть и то, насколько сильны угрозы, которые он может ощущать, исходящие не от какой-то там оппозиции, а именно от того ропота, который [происходит] внутри ближайшего окружения в связи с созданием Нацгвардии и с конфликтом силовиков между Следственным комитетом и прокуратурой, Следственным комитетом и ФСБ», - говорит Хомяков.
Директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин считает, что Путин «выводит на публичный уровень чиновников и функционеров, которых он лично знает и доверяет». «Вайно – бывший шеф протокола Путина. То есть фактически его личный адъютант, только по вопросам протокола, который 24 часа в сутки имеет доступ к телу президента. Это укладывается в предыдущую логику назначений, когда у нас сначала [Виктора] Золотова главой Нацгвардии назначили, потом трех бывших адъютантов Путина – губернаторами, - пояснил Салин. – Путин сейчас выстраивает систему власти и держит противовес уже с прицелом на свой новый президентский срок». Кстати, создание Национальной гвардии отлично вписывается в логику укрепления личной власти Путина перед лицом серьезных внутренних и внешних вызовов.
Продолжение следует…