Ядерная зима-2016. Часть 1

Как уже заметили уважаемые читатели, конфронтация между Россией и Западом, резко усилившаяся с весны 2014 года, имеет несколько основных сюжетных линий, которые дополняют или сменяют друг друга на первых полосах прессы в зависимости от степени накала в конкретный отрезок времени. Осень 2016 года, несомненно, вынесла в топы сирийскую тему, причем с таким зарядом негатива, что всё предыдущее показалось разминкой.

Практически замороженный диалог между Россией и США получил увесистый удар в затылок сразу от обеих держав. Американцы отказались координировать с Россией действия в Сирии, а Россия, недолго думая, постановила временно заморозить соглашение с Соединенными Штатами об утилизации плутония. Решение Кремля от 3 октября принято «в связи с… возникновением угрозы стратегической стабильности в результате недружественных действий Соединенных Штатов Америки в отношении Российской Федерации и неспособности Соединенных Штатов Америки обеспечить выполнение принятых обязательств по утилизации избыточного оружейного плутония…, а также исходя из необходимости принятия безотлагательных мер по защите безопасности Российской Федерации».

Как поясняет ТАСС, речь идет о плутонии, который «не используется для целей изготовления ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств, для исследований, разработок, проектирования или испытаний, связанных с такими устройствами, или для любых других военных целей». Агентство напоминает, что соглашение с США было подписано 29 августа 2000 года и предусматривало пути утилизации излишков оружейного плутония в России и США. Предполагалось, что каждая из сторон приступит к ликвидации «рассекреченных» запасов плутония в объеме 34 тонн. Россия, в частности, перерабатывает оружейный плутоний в топливо для атомных электростанций.

В пояснительном комментарии к решению Путина министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, в частности, указал, что причиной заморозки ядерного соглашения стали недружественные шаги США по отношению к Москве. «В частности, под надуманными предлогами Вашингтоном введены масштабные экономические и другие санкции в отношении России. Начато наращивание военной инфраструктуры НАТО и численности американских войск вблизи российских границ. США и их союзники открыто, не стесняясь, заявляют о переходе к политике «сдерживания» в отношении России. Даже уже угрожают терактами в российских городах», - говорится в тексте на сайте МИД России.

«Принятое нами решение – это сигнал Вашингтону: пытаться говорить с Россией с позиции силы, языком санкций и ультиматумов, и при этом продолжать выборочное сотрудничество с нашей страной только в тех областях, где это выгодно США, не получится», - добавил Сергей Лавров. Он подчеркивает, что соглашение не денонсировано, а лишь приостановлено, и если «Вашингтон скорректирует свою политическую линию» и отменит комплекс мер против России, Москва будет готова вернуться к документу 2000 года.

Между тем, это не последнее, что сказал Кремль. Ее хозяин внес в Госдуму законопроект о возможности возобновления соглашения. Разумеется, в тексте изложены условия (они же, по сути, требования): сокращение военной инфраструктуры и численности войск США на территории стран, вступивших в НАТО после 1 сентября 2000 года; отмена «закона Магнитского»; отмена санкций против юридических и физических лиц РФ и компенсация ущерба от них. И так далее. Понятно, что США не выполнят эти условия. А я пока хочу обратить внимание читателей на «компенсацию ущерба от санкций». Но разве Путин не говорил о пользе санкций для российской экономики? Так всё-таки есть ущерб или только польза?

А ведь российский президент еще в апреле намекал на ядерный «кнут». «Наши партнеры должны понимать, что шутки шутками и их работа по продвижению информационных продуктов, направленных против России, - это одно, а серьезные вопросы, особенно в области ядерных вооружений, - это совершенно другое, и нужно быть в состоянии исполнить свои обязательства», - цитирует Владимира Путина «Газета».

Главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук Владимир Дворкин считает более опасным прецедентом тот факт, что между США и Россией не идет никаких консультаций и переговоров по следующему договору о Стратегических наступательных вооружениях. Договор СНВ-3, напомню, был подписан Обамой и Медведевым в Праге 8 апреля 2010 года и вступил в силу 5 февраля 2011 года. «Срок действия нынешнего договора истекает в 2021 году. Раньше, когда Россия и США заключали подобное соглашение, тут же начиналась работа над следующим договором по СНВ», - пояснил Дворкин «Газете». «Отсутствие договорных отношений выведет стороны за пределы правового поля, которое в течение нескольких десятилетий позволяло надежно контролировать выполнение договорных обязательств по состоянию стратегических вооружений, а также видеть ближайшую перспективу», - добавил он. Дворкин считает, что сохранение нынешних отношений (по сути, их отсутствие) может привести «к неадекватному наращиванию военного потенциала» и «к неконтролируемой гонке вооружений».

А эксперт Московского центра Карнеги Алексей Арбатов полагает, что в условиях обострения отношений приостановка соглашения стала символическим жестом. «Никто к этому соглашению всерьез давно не относился. Всё выглядит, как какая-то изощренная дипломатическая шутка: мы поставили такие условия, как будто бы у нас в руках американский ядерный чемоданчик и мы его не вернем до выполнения Вашингтоном ряда условий», - сказал Арбатов «Коммерсанту».

Между тем, петербургский блогер Анатолий Несмиян, регулярно критикующий российскую власть за непоследовательную и попросту провальную внешнюю политику, считает, что решение Москвы от 3 октября очень выгодно американцам. Сейчас, утверждает Эль-Мюрид, Штаты делают ставку на неядерную программу, предполагающую создание 100 тыс. высокоточных ракет, которые «гарантированно заменят» американский ядерный арсенал.

«Промышленность [России] стараниями властей почти уничтожена, и способна на производство штучных ракет такого класса [«Калибр»]. Что означает лишь одно - мы можем долго накапливать несколько сот таких ракет, выстрелить их за пару залпов, после чего опять будем уповать на остатки ядерного потенциала. Если его не уничтожат те самые 100 тысяч американских высокоточных (ракет)», - пишет автор в своем блоге. «Наш (российский) потенциал уже подорван, а те остатки, которые еще имеются, Штаты, конечно, беспокоят, но уже не сильно», - резюмирует он.

Продолжение следует

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Libera