21 ноября 2013 года Кабинет министров Украины принял решение о приостановлении процесса подписания Соглашения об Ассоциации с Европейским Союзом. Всего за неделю до саммита «Восточного партнерства» в Вильнюсе правительство Николая Азарова с подачи президента Виктора Януковича задумало отложить в сторону документ, парафированный еще 9 марта 2012 года.
Кто или что заставило Киев пойти на этот шаг, сейчас уже не имеет значения. Ибо то, что началось на следующий день, перевернуло жизнь страны так, что сотрясает до сих пор. Аккурат в девятую годовщину начала Оранжевого майдана началась стихийная демонстрация протеста недовольных. Манифестанты, преимущественно молодежь, требовали не сворачивать с пути европейской интеграции. Но Янукович был непреклонен: поехав на саммит в Вильнюс 28-29 ноября, он не поддался на уговоры европейских партнеров и не поменял своего решения.
Что было дальше – известно всем, я не буду пересказывать. Более того, я принципиально воздержусь от наклеивания ярлыков «правых» и «заблуждающихся». Во-первых, потому что в конечном итоге это дело самих жителей Украины – история сама объяснит им, кто был прав, а кто нет. Во-вторых, поиск виноватых не решит ровным счетом ничего, ибо Украина напрасно думает, что начала «новую жизнь». Она стала новой разве что с точки зрения открытой неприкрытой вражды с Россией и случившейся из-за этого конфронтации Москвы с Западом.
Я говорил тогда и повторю сейчас своим украинским друзьям: не обольщайтесь, никакая это не «народная революция», это самый обычный дворцовый переворот, где олигархическая власть просто поменяла топ-менеджера, который перестал ее устраивать. Какая может быть народная революция, если Украину возглавляет бывший министр из правительства Януковича? Какая может быть новая жизнь, если на телеэкранах мелькают всё те же «родные» лица олигархов и чиновников? Ну, да – люди из клана Януковича практически ушли из политической жизни, но пришли те, кто был к нему в оппозиции – тот же Яценюк, например.
А самое главное – какая в Украине новая жизнь с чудовищной коррупцией, обнищанием населения, падением уровня жизни? Курс гривни упал втрое – этого, думаю, достаточно. В конце концов, острый на язык Михаил Саакашвили, уходя с поста губернатора Одесской области, назвал вещи своими именами, не стесняясь обвинять даже самого Порошенко. И кто-то опроверг бывшего президента Грузии? Даже симпатизирующая Киеву «Немецкая волна» в аннотации к документальному фильму подчеркивает, что «спустя 3 года после Евромайдана многие украинцы разочарованы его результатами», поскольку «в стране по-прежнему коррупция, кризис, война, олигархи».
Страна потеряла Крым – не берусь утверждать, что навсегда, но как минимум на ближайшие десятилетия. Россия не отдаст Крым даже под самыми жесткими санкциями – только война может изменить ситуацию, и я очень надеюсь, что не увижу, как Россия применяет ядерное оружие для защиты де-факто своего полуострова. Да и кто будет воевать ради Крыма? У меня для администрации Порошенко очень плохие новости: победа Дональда Трампа может принести Киеву облегчение в лучшем случае в виде финансовой помощи.
К тому же Порошенко крупно опростоволосился, публично поддержав кандидатуру Хиллари Клинтон и фактически отдав на растерзание Демократической партии США главу избирательного штаба Дональда Трампа – Пола Манафорта. Дело в том, что газета The New York Times, традиционно симпатизирующая демократам, провела расследование и выяснила, что Манафорт получил 13 млн. долларов от Партии регионов в ходе предвыборной кампании Виктора Януковича.
Проще говоря, Манафорт был главным американским пиарщиком будущего президента Януковича, и в ходе нынешней выборной кампании в США эта история очень удачно всплыла, т.к. интересы администрации Порошенко и штаба Клинтон совпали. Вряд ли я ошибусь, если предположу, что информация была получена газетой с ведома Порошенко. Ему не нужна (была) победа Трампа, потому что, как считают в Киеве, только Хиллари Клинтон могла бы продать летальное оружие. «Порошенко сейчас сыплется. Ситуация у него в администрации неуправляемая, одни проблемы с электронным декларированием и бардаком на региональном уровне чего стоят», — говорил в августе собеседник «Газеты».
В общем, после этого скандала Трамп был вынужден «задвинуть» Манафорта, и это сильно подорвало позиции республиканца в ходе кампании. Тем не менее, он победил. И, как вы думаете, он забудет об «услуге», оказанной украинским президентом штабу Клинтон? Я привел эту историю лишь для того, чтобы проиллюстрировать, мягко говоря, неправильные акценты во внутренней и внешней политике Украины. Вместо того чтобы решать проблемы коррупции, роста тарифов, диктата олигархов, Порошенко «решает проблемы» американских выборов. И в итоге остается у разбитого корыта.
Так к чему пришла Украина спустя три года? Потерянный Крым, вялотекущая война в Донбассе, испорченные на многие годы отношения с Россией (или это Россия испортила отношения с Украиной – какая теперь разница?), подорванная экономика, туманное будущее европейской интеграции – вроде поддержка есть, а улучшения нет. Это ли мечта молодых украинцев? Ради чего погибли сотни людей на улице Институтской, а потом 10 тыс. человек в Донбассе? Трагедия Украины не только в войне, но и в том, что все жертвы, получается, напрасны?
* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Libera