Россия ощетинивается. Часть 2

Мнения экспертов и политиков по поводу решения судьи МУС разделились. Например, председатель комитета ГД по международным делам Леонид Слуцкий считает, что Суд в части присоединения Крыма нарушил Устав ООН, который зафиксировал право народов на самоопределение.

В то же время адвокат Григор Аветисян утверждает, что, если дела по военному конфликту с Грузией или по событиям в Украине будут доведены до конца и кто-то из россиян будет осужден, последует выдача международного ордера на арест. А это может привести к задержанию гражданина РФ на территории страны, ратифицировавшей Римский статут, или на территории других стран, если власти таковой установят отношения с МУС. В любом случае для страны вынесение решения против ее граждан — имиджевая потеря, сказал адвокат в интервью РБК.

В свою очередь, юрист правозащитного центра «Мемориал» Кирилл Коротеев обращает внимание на то, что Грузия ратифицировала Римский статут, так что граждане любых государств, совершившие преступление на ее территории, подпадают под юрисдикцию суда.

А известный адвокат и игрок клуба «Что? Где? Когда?» Илья Новиков (его «попросили» из клуба за то, что он представлял в российском суде украинскую летчицу Надежду Савченко) говорит, что процессы в Международном уголовном суде идут не очень быстро, и «стремительного развития событий здесь ожидать не приходится». «Обвинения постепенно накапливаются и рано или поздно «вылезают»», - сказал он «Газете».

С другой стороны, продолжает Илья Новиков, нынешнее предварительное расследование «не выглядит позитивно для целого ряда российских политиков» и может вылиться в официальное обвинение с ордерами МУС на арест. Если это произойдет, то любая из 123 стран, ратифицировавших Римский статут (почти вся Европа, Латинская Америка, часть Африки и Азии), вправе задержать гражданина РФ и выдать его Гааге.

Пауль Калиниченко, профессор права Московского юридического университета, считает, что высшему руководству России пока не о чем беспокоиться. «Гаагский процесс на данный момент не сулит больших проблем высшему руководству России и Украины. Как правило, в этих процессах сначала выясняют личности тех, кто исполнял и отдавал приказы, которые привели к военным преступлениям. Идут снизу вверх по лестнице субординации, - рассказал юрист «Газете». – Для тех же, кто сейчас входит в структуру самопровозглашенных народных республик в Донбассе, расследование МУС может иметь гораздо более серьезные последствия».

Эксперт Российского совета по международным делам Дмитрий Борисов уточняет, что, если государство не ратифицировало Статут, передать дело на рассмотрение МУС может Совет Безопасности ООН. «Его главная миссия – положить конец безнаказанности лиц, совершивших наиболее тяжкие преступления, - преступления против человечности, военные преступления и геноцид, - пишет Борисов на сайте РСМД. – В конечном счете, Международный уголовный суд – юридическое образование, и от него ожидают, что он будет ставить интересы правосудия превыше всего».

Наконец, Дмитрий Матвеев, директор Центра правового регулирования межгосударственных отношений при Российской академии народного хозяйства и государственной службы, считает, что после отказа от ратификации Международный уголовный суд не может вести в отношении России никаких расследований.

«Если государство подписывает статут и дальше идет период ожидания ратификации, то даже в период ожидания в отношении этого государства могут предприниматься какие-то действия. Как в случае ЮКОСа признали Энергетическую хартию применимой, хотя она еще не была ратифицирована. Но с сегодняшнего дня понятно, что Россия не будет ратифицировать статут, поэтому никаких последствий этого расследования для России не будет», - сказал Матвеев в интервью «Новой газете».

Издание отмечает, что опубликованные итоги предварительного расследования пока не являются судебным актом и не влекут обвинительных действий. «Но, проведя предварительное расследование, прокурор может обратиться в палату предварительного производства, состоящую из трех судей, и получить санкцию на открытие официального расследования, - продолжает «Новая газета». – Если в процессе конкретным людям будут предъявлены обвинения в военных преступлениях или преступлениях против человечности, прокурор сможет сделать запрос на их экстрадицию, чтобы они предстали перед судом».

Строго говоря, Международный уголовный суд (кстати, не будем путать его с Международным судом ООН, где преимущественно идет разбирательство исков между государствами) пока только «обозначил удар», а не нанес его по-настоящему. Но поскольку политико-правовой тренд получился достаточно четким (в январе Грузия и сейчас Украина), в Москве, вероятно, решили не ждать окончания расследования и предпочли хлопнуть дверью. Одновременное решение МУС по военным преступлениям в Афганистане волей-неволей ставит Россию на одну доску с США, и тут как нельзя кстати будет ожидаемое потепление между державами. Даже если его не произойдет или оно осуществится не так и не настолько, как того хочет Россия, Трамп не сможет упрекнуть Путина в выходе из Римского статуса, коль скоро именно однопартиец миллиардера – Джордж Буш-младший – в свое время поступил точно так же. Не знаю, думала ли судья МУС, выбирая дату презентации предварительного доклада, но это надо так умудриться – одновременно обвинить Россию и США после победы Трампа. У России появился новый повод показать зубы…

Часть 1

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă