Украина в режиме ожидания

В эти дни в Украине отмечают трехлетие победы революции «гiдности» (достоинства). Но я вряд ли ошибусь, если скажу, что торжества победителей Евромайдана были бы намного шире по размаху, окажись у власти в США команда Хиллари Клинтон, включая двух главных лоббистов Киева – Джо Байдена и Викторию Нуланд. Напомню, что весть о победе Трампа повергла киевскую элиту в траур – команда Порошенко открыто поддерживала демократов.

Сегодня, пока в Вашингтоне продолжается процесс «утряски» президентской команды и ее «подгонки» под недоверчивый Конгресс, Украина находится в режиме напряженного ожидания. Помимо прочего, потеря вашингтонских друзей создает риски допущения Киевом непоправимой «самодеятельности» в Донбассе, которые приведут не только к очередной эскалации трагедии, но и дадут России повод ужесточить позиции (признание документов ДНР/ЛНР – звено из этой цепи). Ровно по той же причине эскалацию может устроить и ополчение Донбасса, желая спровоцировать Киев, временно оставшийся без поддержки.

Интересно посмотреть, что думают эксперты о рисках «зависания» американской политики в отношении Украины. Прежде всего, эксперт киевского Международного центра прогрессивных исследований Антон Найчук отмечает, что в американском истеблишменте, включая правящую Республиканскую партию, очень сильны антироссийские настроения, которые не могут не оказать влияния на Дональда Трампа.

«Во-вторых, принцип «сделать Америку великой вновь», вероятно, не допускает ослабление международного авторитета США во благо полной переориентации на внутреннюю политику, - пишет автор на сайте Российского совета по международным делам. – Поэтому украинскому руководству необходимо надеяться на настоящий «Realpolitik» со стороны американской администрации, готовой жестко отстаивать интересы собственной страны на международной арене, что может осложнить достижение компромисса между Москвой и Вашингтоном вопреки всем ожиданиям».

Найчук предлагает три сценария развития событий в течение следующих пяти лет. Первый сценарий: перезагрузка украинской власти – в первую очередь, досрочные выборы в Верховную Раду, которая вопреки давлению Запада «провалила» законопроект об автономии Донбасса. Второй сценарий: замораживание конфликта в Донбассе, если США и РФ не договорятся о принципах урегулирования и исчерпают без того малый кредит взаимного доверия. Третий сценарий: компромисс в рамках нормандского или минского формата, но он не будет задействован без реализации первого сценария.

РБК напоминает, что первый разговор Трампа с Порошенко состоялся относительно поздно – 4 февраля, когда Белый дом успел связаться со многими мировыми лидерами. Одно это говорит о том, что для новой американской власти Украина значит не так много, как для предыдущей администрации. Кстати, напомню, что последний зарубежный визит Байдена состоялся именно в Украину. «Никто из правительства США не обладал таким большим влиянием на Украину, как вице-президент Байден», - ссылается РБК на октябрьскую публикацию в американском журнале Foreign Policy. А Виктория Нуланд с сентября 2013 года занимала должность помощника госсекретаря по Европе и Евразии, и Украина входила в сферу ее ответственности.

«Проблема в том, что в Вашингтоне пока нет человека, каким была Нуланд, который мог бы позвонить в Киев и потребовать прекратить эскалацию, - отмечает российский политолог Андрей Сушенцов. – В этих условиях Украина может самостоятельно начать контролируемое обострение, чтобы вернуться в международную повестку».

Украинский эксперт по международным и правовым вопросам Андрей Бузаров полагает, что «раскачка» администрации Трампа займет примерно полгода, и за это время у американского президента сформируется видение ситуации в Украине. «Заявления Трампа, Пенса и других должностных лиц говорят о том, что Вашингтон будет занимать в этом кризисе нейтральную позицию, - пояснил Бузаров в интервью РБК. – По сути, Украина останется одна со своим конфликтом, можно ожидать роста напряженности внутри страны, недовольства администрацией президента».

А пока в Киеве обсуждают другой важный вопрос: будут ли Штаты продавать украинской армии летальное оружие? Незадолго до завершения президентских полномочий Барак Обама подписал указ, дающий соответствующее разрешение, и это можно было понимать как намеренный шаг, усложняющий жизнь команде Трампа. «Предоставление летальных вооружений равносильно активному вовлечению США в украинский кризис. После избрания же Трамп пообещал не вмешиваться в зарубежные конфликты. Война в Сирии – другое, ведь борьба с терроризмом, в частности с ИГИЛ, это один из внешнеполитических приоритетов Трампа. А Россия, как полагает американский президент, его потенциальный союзник на этом фронте», - пишет украинское издание «Обозреватель».

В общем, гадать можно долго. Обстановка сейчас такова, что даже сам Вашингтон не знает, что и как он будет делать. Во-первых, не прекращаются акции протеста американской и европейской (?) общественности против Трампа, а отдельные чиновники и судьи продолжают саботировать его указ о запрете иммиграции из ряда мусульманских стран. Тут уж, сами понимаете, не до Украины.

Во-вторых, отставка Майкла Флинна с поста советника по национальной безопасности нанесла ощутимый удар по репутации Трампа – чиновник ушел спустя менее месяца после назначения, да еще со «смертельной» мотивировкой – де-факто работа на Россию. Новый советник Герберт Макмастер положительно воспринимается истеблишментом и вроде не замечен в любви к России, но ему, как и всем членам команды, понадобится время, чтобы в курс международных вопросов, где Украина пользуется приоритетным вниманием, но стоит отнюдь не на первом месте.

В-третьих, «зависание» украинского вопроса затягивается из-за серьезных изменений в Европе. Со дня на день мы узнаем решение Палаты Лордов британского парламента, и если пэры одобрят идею Брексита, в марте процесс будет запущен, и по монолиту ЕС будет нанесен серьезный удар. Хотя Лондон всегда был одним из наиболее серьезных антироссийских игроков, его уход из ЕС ослабит фронт противников России в Брюсселе. Прибавьте сюда предстоящие президентские выборы во Франции, где сторонники сближения с Россией, будь то Фийон или Ле Пен, имеют очень высокие шансы на победу. А в сентябре пройдут выборы в Бундестаг, и никто не берется предсказать Ангеле Меркель легкую прогулку.

Словом, антироссийская конструкция в Европе сыплется. Да и не до России ей сейчас – на кону судьба Трансатлантического торгово-инвестиционного партнерства, переговоры по которому были заморожены еще в конце августа 2016 года самими европейцами из-за чрезмерных привилегий для США, но теперь не факт, что этого захотят сами американцы. В Вашингтоне бал правят бизнесмены-изоляционисты-прагматики, которых интересует сначала экономическая и только потом политическая выгода для страны. На Украину они смотрят скорее для соблюдения ритуала…

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă