Весна – ястребы прилетели. Часть 1

Март 2018 года запомнится специалистам по США двумя важными назначениями в администрации Дональда Трампа. 13 марта произошла ожидавшаяся с прошлого лета отставка госсекретаря Рекса Тиллерсона, а 22 марта 45-й президент США уволил советника по национальной безопасности Герберта Макмастера. Новым госсекретарем в апреле, если не откажет Сенат, станет директор ЦРУ Майк Помпео.

И если конкретно это назначение обсуждалось минимум с осени, то ожидаемое назначение Джона Болтона на смену Макмастеру – совсем уж неожиданность. Бывший полпред США в ООН при Буше-младшем слывет таким радикальным «ястребом», сторонником настолько жестких односторонних действий США против любого противника в мире (Болтон даже умудрился критиковать ООН, будучи там на должности полпреда!), что некоторые «ястребы» из администрации Трампа (тот же Помпео, к примеру) покажутся кроткими голубями. Наконец, на место Майка Помпео в ЦРУ придет Джина Хаспел – первая в истории женщина на этом посту, в данном случае – с мертвой хваткой бульдога. Почему и как случились эти назначения, попробуем разобраться.

Уход Рекса Тиллерсона, выходца из нефтяного гиганта Exxon-Mobil, ожидался давно, т.к. они явно расходились с Трампом практически по всем внутренним и внешним проблемам (вообще странно, о чем изначально думал Трамп, ставя этого человека). Президент и госсекретарь разошлись во всём, в чем можно себе представить: кадровая политика в Госдепе, финансирование ведомства, (не)состоявшаяся автономия Тиллерсона по ряду внешнеполитических решений, кризис вокруг Украины, Катара и Северной Кореи, отношение к России и т.д. Например, из необходимых 34 заместителей и помощников госсекретаря было назначено только 11 человек. Дошло до того, что разъяренный противодействием Трампа госсекретарь в кругу администрации назвал своего шефа «болваном» (moron).

С другой стороны, Тиллерсона называли самым слабым госсекретарем в новейшей истории США, и, как пишет Московский центр Карнеги, в наследство Майк Помпео «получит деморализованную организацию, которая страдает от недостатка кадров и финансирования, борется за сохранение влияния в Вашингтоне и завалена бесчисленными проблемами за пределами страны». Между тем, господин Помпео считается «своим» не только в команде Трампа, но и на Капитолии, а это имеет большое значение в свете предстоящих в ноябре промежуточных выборах в Конгресс.

Кроме того, будущий госсекретарь, в отличие от своего предшественника, - единомышленник Трампа, что важно для консолидации внутреннего и внешнего курса администрации. Помимо всего прочего, Помпео, как и Трамп, является жестким противником ядерной сделки по Ирану. На посту директора ЦРУ Помпео санкционировал публикацию материалов «Аль-Каиды» для демонстрации связи между группировкой и Тегераном. «Его назначение неизбежно уменьшит пространство для компромисса между Вашингтоном и европейскими союзниками относительно сохранения атомной сделки с Ираном и сделает более вероятным выход США из соглашения в мае 2018 года», - поясняет цитируемый источник.

Мой армянский коллега Арег Галстян перечисляет несколько причин отставки Тиллерсона и прогнозирует дальнейшее развитие событий. Первая причина – «кризис взаимопонимания», т.е. Трамп не мог найти общий язык с госсекретарем. Вторая причина – «борьба узких лобби-групп в администрации». По итогам длительной подковерной борьбы победу одержало военное лобби, которому противостояло нефтяное лобби. «…Военные получили возможность беспрецедентного влияния на принятие политических решений в западном крыле [Белого дома], особенно в направлении перераспределения бюджетных средств», - пишет Галстян в журнале «Форбс».

В результате назначения Помпео и Хаспела Трамп может укрепить отношения с Конгрессом, а во внешней политике это приведет к ужесточению риторики в иранском направлении и к еще большему сближению США с Израилем. Кроме того, прогнозирует автор, это укрепит позиции Трампа в урегулировании северокорейской проблемы. Наконец, это плохая новость для России и Китая, т.к. Помпео (и Болтон) – открытый сторонник продажи наступательного оружия Украине и продолжения политики давления на Москву. Что касается Пекина, новые «ястребы» открыто называют его главной угрозой Вашингтону…

Замена Тиллерсона на Помпео – это «вытеснение умеренных политиков «ястребами», пишет The New York Times (цитата по РБК). Тиллерсон, министр обороны Джеймс Мэттис и глава аппарата Белого дома Джон Келли – это люди, которые удерживают США от хаоса, говорил конгрессмен Боб Коркер в ноябре 2017 года. Кстати, как пишет американская пресса, следующей «жертвой» кадровой политики Трампа может стать как раз Джон Келли. О господине Мэттисе такого пока не говорят.

Для России приход Помпео на пост госсекретаря может увеличить число радикальных решений американской администрации, считает эксперт Российского совета по международным делам Максим Сучков. Помпео – более зависимый и слабый лидер, который, судя по всему, будет играть роль исполнителя, а не советника, делает вывод эксперт. «Теперь по линии Госдепа сдерживать амбиции и порывы президента будет некому», - сказал эксперт в интервью РБК.

В интервью газете The New Yorker американский дипломат Ричард Баучер сказал, что усиление «ястребов» в команде Трампа отражает его представления о мире. «Он полагается на генералов, - пишет российское издание The Insider со ссылкой на американский источник. – Он [Трамп] ищет людей, в каждой проблеме видящих скорее угрозу, с которой надо справляться военной силой, чем вопрос, который можно решить с помощью дипломатии. Эта администрация совершенно неспособна понять, что дипломатия может сделать для страны и для всего мира».

«Трамп методично разрушает умеренный лагерь в своей администрации и неуклонно превращается в упертого правого, - вторит Баучеру Джозеф Сиринсионе, президент Ploughshares Fund, неправительственной организации, борющейся за нераспространение ядерного оружия. – Сегодняшнее увольнение и та грубая, оскорбительная манера, в которой это сделано, ослабляют традиционный консервативный лагерь, Госдепартамент и вредят репутации Америки. Это выглядит почти так, как будто кто-то Трампу за это заплатил».

Наконец, высокопоставленный дипломат Томас Кантримен, ушедший в 2017 году в отставку, считает Тиллерсона плохим госсекретарем, «но на уровне кабинета он служил препятствием для некоторых худших порывов президента Трампа». Кантримен, служивший помощником госсекретаря по международной безопасности и нераспространению ядерного оружия, добавил: «Если новый госсекретарь будет так же презирать дипломатию, как Трамп, это будет очень плохо для департамента и для всей страны».

Кандидат политических наук, президент Нью-Йоркского консалтингового бюро Николай Пахомов полагает, что от смены госсекретарей не стоит ожидать принципиальных изменений американской внешней политики, т.к. она и дальше будет зависеть от того, что на уме у Трампа. Не будет особых изменений и в российско-американских отношениях, т.к. они и так хуже некуда. «Другое дело, что индивидуализм Трампа сам по себе создает системные риски для США. Государства нового и новейшего времени недаром обзавелись институтами и структурами для решения различных задач… Требуя от этих структур лишь следовать своим… идеям…, президент Трамп рискует спровоцировать новые кризисы», - пишет автор на сайте «Газеты».

Продолжение следует…

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă