Развитие скандальной трагической темы убийства саудовского журналиста Джамаля Хашогги как-то отодвинуло на второй план гораздо более масштабную и явно затянувшуюся историю с введением второй «волны» санкций США против Ирана. Еще 5 ноября администрация Трампа, как и предупреждала заранее, восстановила некоторые старые ограничительные меры и ввела в действие новые.
Так, санкции коснулись авиаперевозчика Iran Air, государственной судоходной компании IRISL, 50 иранских банков и их филиалов. В общей сложности санкции затронули более 700 физических и юридических лиц, самолетов и судов. Среди организаций, попавших под ограничительные меры, фигурирует также Иранская организация по атомной энергии.
«Санкции нацелены на иранские власти, а не на иранский народ», - сообщает «Интерфакс» со ссылкой на заявление Минфина США. Все имеющиеся в Штатах активы людей и организаций, подпавших под санкции, должны быть заблокированы. Американским гражданам запрещается совершать сделки с фигурантами санкционного списка. «Кроме того, люди, которые будут совершать некоторые транзакции с фигурантами сегодняшнего списка, также могут столкнуться с ответными мерами или с блокирующими санкциями», - говорится в заявлении.
«Это самые жесткие санкции США, когда-либо введенные против Ирана, они будут нацелены на важнейшие секторы экономики Ирана, такие как энергетика, судоходство и судостроение, а также финансовый сектор. Соединенные Штаты ведут кампанию с максимальным финансовым давлением на иранский режим и намерены настойчиво применять эти санкции, которые вступили в силу», - уточняет РБК, ссылаясь на текст заявления американского казначейства.
«Наложение казначейством беспрецедентного финансового давления на Иран должно дать понять иранскому режиму, что они столкнутся с растущей финансовой изоляцией и экономической стагнацией, пока они коренным образом не изменят свое дестабилизирующее поведение», - сказал министр финансов США Стивен Мнучин. Еще один чувствительный удар по Ирану – обращение США к системе SWIFT с «рекомендацией» отключить любые иранские финансовые организации. В противном случае сам SWIFT может попасть под санкции.
Европейские участники Венского соглашения по ядерной программе Ирана от 2015 года выразили сожаление в связи с решением Вашингтона, который отозвал свою подпись под документом еще 8 мая нынешнего года решением Дональда Трампа. Министры иностранных дел и финансов Великобритании, Франции и Германии выказали стремление поддерживать и далее финансовые транзакции с Ираном совместно с двумя оставшимися подписантами соглашения – с Россией и Китаем.
«Будучи сторонами Совместного всеобъемлющего плана действий [официальное название Венского соглашения], мы привержены работе, среди прочего, посвящённой сохранению и поддержанию эффективных финансовых каналов с Ираном и продолжению экспорта Ираном нефти и газа», - говорится в совместном заявлении трех стран ЕС, на которое ссылается «Интерфакс».
Как отмечает газета «Коммерсант», ключевая задача Вашингтона – довести экспорт иранской нефти до нуля. По фактическим данным ОПЕК, в сентябре добыча в Иране из-за снижения экспорта упала до 3,447 млн. баррелей в сутки, то есть почти на 0,4 млн. баррелей со среднего уровня второго квартала. Госсекретарь США Майк Помпео заявил о снижении экспорта иранской нефти на данный момент на 1 млн. баррелей в сутки.
В то же время американцы пошли навстречу восьми странам, которым позволено продолжать импорт иранской нефти, но только при условии, что они уменьшат объемы и будут сотрудничать с США в других областях. В этот список вошли Китай, Индия, Япония, Южная Корея, Тайвань, Турция, Италия и Греция. «Америка понимает ситуацию на рынке. Понятно, что исключить иранскую нефть с рынка невозможно», - сказал руководитель Национальной иранской нефтяной компании и заместитель министра нефти Али Кардор.
Тем не менее, санкции очень суровы, и Иран совместно с европейскими партнерами ищет пути их обхода. Еще в сентябре, после первой волны восстановления санкций, участники министерской встречи стран-подписантов ядерного соглашения решили создать для проведения легальных трансакций с Ираном финансовый механизм специального назначения (SPV), который позволит работать «в соответствии с европейскими законами». Механизм будет открыт не только для участников из ЕС, напоминает «Коммерсант». Однако в Иране пока не видят реальных действий со стороны Евросоюза.
«Когда американцы предлагают такой выбор: или вы работаете в США и, соответственно, на мировом рынке, или только в Иране, то выбор очевиден, - сказал старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сажин. – Но иранцы теперь делают упор на европейские малые и средние предприятия, многие из которых готовы сотрудничать с ними. Уследить за всеми американцы не смогут, особенно если расчеты будут вестись в евро». Эксперт напомнил, что действие европейского блокирующего регламента в 1996 году было вызвано необходимостью защиты интересов европейских компаний на Кубе, которая с начала 60х годов находится под жесткими американскими санкциями.
Между тем, Стивен Мнучин заявил, что Вашингтон будет принимать «агрессивные меры» против любого механизма ЕС для торговых расчетов с Тегераном. «Иран ждут сложные месяцы и годы. При этом и иранцы, и европейцы ждут президентских выборов в США в 2020 году. Сейчас мы будем наблюдать процесс затягивания всех действий и реакции на эти действия как с одной, так и другой стороны. Все хотят знать, будет ли Трамп президентом еще четыре года, потому что в случае его поражения измениться может очень многое», - сказал Сажин «Ъ».
Продолжение следует
* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă