Итак, 2018 год отсчитывает последние дни. Как уже стало известно на этот момент, первое заседание армянского парламента нового созыва состоится 14 января 2019 года. Это не значит, что политическая жизнь в Армении замерла. Идет работа по определению состава правительства и парламентских комиссий. Спустя 27 лет после восстановления независимости Армения, несмотря на мирный характер свершившейся революции, стоит перед очень серьезными вызовами.
Во-первых, прежние власти страны, к которым я отношу и первого президента Левона Тер-Петросяна, сделали, мягко говоря, слишком много ошибок. Исправлять их – неизбежное, но крайнее трудное дело. Даже если клонировать Никола Пашиняна и поставить его на каждое отдельное ведомство и каждую региональную администрацию, вряд ли ему хватит пятилетней каденции, чтобы решить хотя бы часть проблем. Жилищное строительство, транспортная и коммунальная инфраструктура, зарплаты и социальные выплаты, образование и здравоохранение, туризм и культура, внешняя политика – всё в запущенном состоянии.
Вот только один пример, ярко характеризующий сущность прежнего режима: в 2007 году Иран и Армения совместно построили газопровод для создания альтернативной ветки, питающей Армению топливом. Но под давлением России тогдашний президент Кочарян обманул иранскую сторону и согласился на требование «Газпрома» уменьшить диаметр газопровода с 150 см до 70 см. В результате объем поступающего газа стал использоваться только для переработки в электроэнергию с ее дальнейшей отправкой обратно в Иран, а альтернативный газ так и не появился. Затем, оставив президентский пост, Кочарян получил в награду от России пост в Совете директоров компании «АФК Система». И таких примеров масса, и речь не только об отношениях с Россией.
«Компрадорская буржуазия» - так в советской и нередко в современной научной литературе называют национальную элиту преимущественно третьего мира и стран переходного периода, которая в обмен на политические и финансовые преференции от зарубежных олигархов или политиков шла на предательство национальных интересов. И грандиозный провал Республиканской партии Армении на выборах 9 декабря – лучшее объяснение того, почему этот режим не имел права оставаться в политической жизни страны.
Однако он остался в прошлом – я надеюсь, навсегда. Теперь надо думать, как вытаскивать Армению из ямы. Проблем не просто много – и загвоздка отнюдь не в количестве. Во-первых, это проблемы разного уровня. Начиная от усталости, или неготовности, или нежелания определенной части населения что-либо менять в себе и в стране. Пожалуй, это всё-таки основная, фундаментальная проблема – не все люди понимают, что перемены надо начинать с себя. Хочешь побороть коррупцию – не давай «на лапу». Хочешь чистых улиц – сделай три лишних шага и выбрось мусор в контейнер. Хочешь публичного обсуждения и решения проблем – не молчи и не бубни под нос у себя на кухне. Собственно, армянская революция и началась с того, что люди перестали молчать и высыпали на улицы. Теперь эту позитивную энергию надо обратить на себя, на окружающих, на страну.
Во-вторых, это проблемы разного масштаба, которые, в общем-то, типичны для всех постсоветских стран. Ямы на дорогах или зловонные подъезды по остроте негативного воздействия ничем не уступают маленьким зарплатам, тем более что эти проблемы зачастую имеют взаимосвязь. В-третьих, это никуда не исчезнувшие проблемы региональной безопасности и международной политики Армении, которые при прежней власти, мягко говоря, не получали должного внимания.
Наверное, самым оскорбительным для Армении было отношение не Турции или Азербайджана – с этим как раз давно всё известно, а формальных «союзников» по ОДКБ и ЕАЭС, особенно Беларуси и Казахстана. Напомню, что в первый же день Апрельской войны 2016 года Минск и Астана открыто поддержали Баку. И что сделал или сказал Серж Саргсян? Ничего. Сегодня эта проблема не исчезла: Минск воспользовался внутриполитическими процессами в Армении, а именно: арестом генсека ОДКБ Юрия Хачатурова. Лукашенко заявил, что Армения «не справляется» и потому необходимо передать председательство следующей по алфавиту стране, то есть Беларуси. Но не тут-то было – из Еревана ответили, что не примут кандидатуру Минска, потому что Армения вправе быть председателем до 1 января 2021 года.
Неожиданно, правда? Но это лишь один эпизод одного направления работы, а их десятки, если не сотни! И это я еще не упоминаю карабахский вопрос – там нужен отдельный большой материал. А ведь есть еще глобальная для Армении проблема привлечения инвестиций. Для страны, у которой две границы из четырех наглухо закрыты, южный сосед Иран висит на волоске, а северный сосед Грузия не всегда поступает по-соседски, это вопрос выживания, а не только развития.
При прежней власти ставка делалась на богатую диаспору, которая, мол, придет, денежки оставит и уйдет восвояси, а мы тут сами разберемся и не забудем ритуальные славословия о великой роли зарубежных армян. И на этом всё заканчивалось. Деньги уходили в песок, страна не развивалась, и от нее отворачивались свои же армяне. В этом смысле доверие диаспоры к Пашиняну намного выше, но и скептицизм никуда не делся. В общем, куда ни кинь, всюду клин.
Правда, есть и обнадеживающие новости. Например, один из богатейших армян Рубен Варданян, который поначалу не нашел общего языка с Пашиняном, сейчас заявил, что премьеру надо помочь, иначе его неудача будет катастрофой для армянского народа. «…Стране нужны модернизация и реформы почти во всех сферах. То есть это сложная работа. Сможет ли он с ней справиться – в этом вопрос... Мы должны все помочь Пашиняну, потому что для армянского народа будет настоящей катастрофой, если он потерпит неудачу… Я думаю, он станет правильным консолидирующим фактором, который объединит вокруг себя профессионалов. Я думаю, у нас есть шанс», - сказал Рубен Варданян в интервью «Немецкой волне» (цитата по агентству News.am).
Я очень надеюсь, что общий язык с Пашиняном найдет и самый богатый армянин мира Самвел Карапетян, которому отказали в некоторых инвестиционных проектах после революции. Личная неприязнь – возможно, существенный фактор, но он не должен мешать серьезным делам, особенно в такие переломные времена.
Словом, в Армении всё только начинается. Николу Пашиняну не позавидуешь. А самое главное, у Армении сейчас момент истины – если у ее молодого премьера и мудрого президента ничего не получится, второго такого шанса не будет…
* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă
Читайте также:
«Лицом в асфальт», или Дилемма Пашиняна
100 дней Пашиняна: новая реальность, новые ожидания
Будни и праздники постреволюционной Армении. Казус Кочаряна / Казус Хачатурова
Сеанс геополитических шахмат. Часть 1 / Часть 2 / Часть 3 / Часть 4