21 января Тереза Мэй представила Палате общин новый документ с условиями выхода из Евросоюза взамен отклоненного 15 января. Однако в новом документе нет значительных изменений по сравнению с прежним вариантом, сообщает британская пресса. Важный момент: фактически госпожа премьер-министр сказала трижды «Нет»: никакого второго референдума, никакого переноса Брексита, никаких дополнительных переговоров с ЕС о смягчении условий выхода.
Поскольку я люблю сравнивать вторую в истории женщину-премьера Британии с первой женщиной-премьером, мне сразу вспомнилось знаменитое выступление Маргарет Тэтчер в Палате общин 30 октября 1990 года, незадолго до ее отставки. Она, недовольная чрезмерно тесной интеграцией Британии с ЕС, тогда жестко спорила даже с коллегами по партии, оберегая страну от слишком тесного контроля со стороны Брюсселя. Ее знаменитое “No! No! No!” 28 лет назад удивительно коррелирует с сегодняшним фантастическим упорством Терезы Мэй. Интересно, если бы великая Маргарет Тэтчер была жива, какой вариант Брексита она бы поддержала?
Однако вернемся в суровую реальность. Даже многие консерваторы разочарованы тем, что «план Б» на самом деле оказался «планом А». В связи с этим лейборист Ивет Купер и консерватор Ник Боулс предложили поправки: продление срока действия норм, регулирующих пребывание Британии в Евросоюзе и законодательное закрепление обязательства не выходить из ЕС без соглашения (no deal Brexit). «В случае принятия этой поправки парламент получит полномочия продлить срок действия Ст. 50 Лиссабонского договора до конца 2019 года и, таким образом, предотвратить неминуемый 29 марта Brexit», - поясняет РИА Новости. Согласно поправке, перенос сроков возможен в случае, если парламент не успеет до конца февраля согласовать условия сделки.
Еще одну важную поправку представил консерватор Доминик Грив. В случае ее принятия у парламента появится больше полномочий, чем по поправке Купер и Боулса, т.к. парламентарии смогут собственным решением запретить Великобритании выходить из ЕС без соглашения и теоретически бессрочно приостановить выполнение механизмов по выходу из ЕС согласно Ст. 50.
Поправка Грива позволит парламенту взять под контроль временные рамки Брексита и рассмотреть все варианты: от мягкого варианта и норвежской модели партнерства с ЕС до проведения повторного референдума. При этом парламентарий отрицает то, что пытается помешать выходу Британии из ЕС. Согласно его заявлению, он лишь пытается предотвратить «катастрофу выхода из Евросоюза без сделки», уточняет цитируемое издание.
Еще одну поправку предложил независимый депутат, бывший член Лейбористской партии Фрэнк Филд. Он предлагает провести «пробные» голосования по нескольким спорным пунктам Брексита, чтобы выяснить уровень поддержки по каждому из них. Список вопросов для «пробного» голосования таков: пограничное и таможенное регулирование в Северной Ирландии, выход без сделки, перенос даты Брексита, новый референдум, членство в таможенном союзе ЕС, канадская и норвежская модель будущего сотрудничества с ЕС.
Самым болезненным вопросом остается граница между Северной Ирландией и Ирландской Республикой. Вопрос не только в таможенных проблемах как таковых, но и в поддержании мира в Ольстере, где краеугольным камнем было и будет сохранение прозрачной границы. Если по каким-то причинам и в какой-то форме там опустится шлагбаум, Соглашение Страстной пятницы (Good Friday Agreement) от 10 апреля 1998 года будет сорвано – со всеми вытекающими последствиями. «Я хочу ясно дать понять, что мы не будем заново рассматривать «соглашение Страстной пятницы», - сказала Тереза Мэй.
Разочарования не скрывают и на континенте. Например, как сообщает украинское издание «Корреспондент», соответствующие заявления сделала министр юстиции Германии Катарина Барли и министр по европейским делам ФРГ Майкл Рот. Между тем, британское правительство заявляет, что переговоры будут проходить только в стенах Палаты общин, поскольку время разговоров с Европой уже прошло. Тем более, как пишет «Газета», Евросоюз стоит на своем, и уступок от него Тереза Мэй не получит.
Однако есть интересные сигналы с континента: там считают, что продление сроков выхода на несколько недель «было бы целесообразным решением, если это обеспечило бы прохождение законодательства о Брексите через британский парламент». «Мы можем обеспечить прохождение закона, и, я думаю, у нас, несмотря ни на что, действительно сложились очень крепкие отношения с нашими друзьями и соседями в ЕС. И я абсолютно уверена, что если нам понадобится пара дополнительных недель или что-то в этом роде, то тогда это будет целесообразным», - сказала лидер Палаты общин (фактически представитель правительства в парламенте) Андреа Лидсом.
Правда потом, как пишет ТАСС, госпожа Лидсом пояснила, что не имела в виду обязательно пролонгацию действия Ст. 50 Лиссабонского договора. «При наличии доброй воли всё еще можно провести закон в подходящее время», - добавила она. Однако изначальные слова Лидсом о теоретической возможности откладывания сроков Брексита по согласованию с ЕС, пусть даже и на непродолжительное время, обращают на себя внимание, говорится в материале.
Продолжение следует
* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă