Игра нервов в Персидском заливе. Часть 3 

Нынешний морской конфликт несколько отодвинул на задний план «традиционные» линии напряженности в регионе, а именно: противостояние между Ираном и Саудовской Аравией, а также попытки США собрать коалицию против Исламской Республики.

В начале августа член саудовской королевской семьи, младший брат короля Ахмед ибн Абдул-Азиз, предупредил о последствиях втягивания Эр-Рияда в войну с Ираном. «Я бы выступил против наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бин Салмана, если бы он решил вступить в американо-британский военный альянс, чтобы противостоять Ирану», - цитирует принца Ахмеда издание The New Khalij, на которое, в свою очередь, ссылается Евразия daily.

Брат короля добавил, что для его страны гораздо важнее принять меры по объединению Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, вместо того чтобы реагировать на планы Трампа, которые он охарактеризовал как «подталкивание региона на грань войны». Еще 31 июля министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф сказал, что его страна готова к диалогу с Саудовской Аравией, если королевство изъявит такое желание.

Между тем, смутные сомнения терзают не только брата саудовского короля, но и руководство Арабских Эмиратов. Как пишет «Независимая газета» со ссылкой на дипломатические источники The Washington Post в Абу-Даби, эта страна может стать «слабым звеном» американской кампании по противодействию иранской политике.

«ОАЭ не хотят войны. Самое главное – это безопасность и стабильность, а также обеспечение мира в этой части региона», - цитирует американская газета дипломатического представителя Эмиратов. На этом основании издание делает вывод о том, что союзнические связи между Абу-Даби и Вашингтоном слабеют. Сообщается также, что власти ОАЭ активизировали дипломатические контакты с Ираном.

«ОАЭ все больше отклоняются от американских задач, - цитирует Washington Post Теодора Карасика, эксперта аналитического центра Gulf State Analytics. – Являются ли они слабым звеном в контексте трамповской политики максимального давления? Может быть. Это не первый случай, когда политика ОАЭ отличается от политики Вашингтона. Небольшая, но невероятно богатая страна за последнее десятилетие неуклонно расширяла свои возможности на Ближнем Востоке».

Однако США не сидят на месте и хотят вовлечь в свои комбинации даже далекую от региона Восточную Азию. Примерно в те же дни министр обороны Марк Эспер в ходе азиатского турне призвал Японию и Южную Корею участвовать в коалиции против Ирана. Как сообщает «Независимая газета», министр обороны Такэси Ивая сказал Эсперу, что его предложение будет тщательно обдумано. При этом японская пресса отмечает, что из всех союзников США только Израиль и Великобритания согласились присоединиться к коалиции. Германия и Франция отказались отправлять флот и согласились лишь делиться разведданными, а остальные «обещали подумать».

Впрочем, есть серьезное исключение: Китай неожиданно согласился помочь в виде организации эскортирования танкеров. Валерий Кистанов, руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН, отметил: «Если Китай пошлет свои корабли, ничего удивительного в этом не будет. Китай наращивает свое военное присутствие в разных регионах, например в государстве Джибути построил военную базу. И в Заливе он может продемонстрировать свой флаг. Особенно в случае новых нападений на танкеры». То есть Китай помогает США, но… для себя.

«Озвученная информация об этом носит очень расплывчатый характер: речь идет о предоставлении разведывательной информации, – заявил «Независимая газета» военный эксперт Юрий Лямин, комментируя готовность Израиля помочь США. – Конечно, демонстративное появление израильских кораблей около территориальных вод Ирана неизбежно усилит и без того высокую напряженность в районе Персидского залива и вероятность каких-либо вооруженных инцидентов, учитывая открыто враждебные отношения между Израилем и Ираном».

Продолжение следует