«Берет 10 тыс. долларов». Драгалин рассказала о коррупции в юстиции

Глава Антикоррупционной прокуратуры, Вероника Драгалин.

Борьба с коррупцией в системе юстиции станет приоритетом для Антикоррупционной прокуратуры в 2023 году. Это заявила глава Антикоррупционной прокуратуры Вероника Драгалин 1 февраля. Она подчеркнула, что коррумпированных судей, прокуроров и адвокатов необходимо исключить из системы.

«Если у нас есть коррумпированные прокуроры и судьи, которые компрометируют решения, которые принимают, мы никогда не сможем говорить о борьбе с коррупцией», — заявила на пресс-конференции Драгалин.

Она заверила, что не позволяет «влиять из вне» на прокуроров. «Я принимала на аудиенцию людей, которые говорили мне, что один адвокат сказал [им], что смог повлиять на прокурора из Антикоррупционной прокуратуры», — рассказала Драгалин.

Она утверждает, что чаще всего посредники, которые утверждают, что могут повлиять на прокуроров и судей оставляют деньги себе. «[Посредник] берет 10 тыс. долларов, чтобы человека не арестовали, а потом прокурор изучает доказательства и требует предварительного ареста. У нас есть люди, которые заявляют, что могут повлиять на судей и прокуроров, которые на самом деле совершают преступления, но у них нет „выходов“ на Антикоррупционную прокуратуру», заявила Драгалин. Она пояснила, что чаще всего посредниками в таких делах выступают адвокаты и следователи.

По ее словам, плата взяток судьям и прокурором создает «порочный круг». «Первый раз судья, прокурор, просит 5 тыс. евро после того, как им заплатят, просят еще 5 тыс. евро. Люди попадают в ситуацию, когда не могут оплатить большую сумму денег, которую просят коррумпированные судьи и прокуроры». — сказала Драгалин. По ее словам, это приводит к тому, что коррумпированные судьи и прокуроры незаконно богатеют, а граждане страдают. Если прокурорам не удается доказать коррупцию, они могут доказать незаконное обогащение.

### Vezi și... ### Додон, Таубер и другие. Что происходит с резонансными делами последних лет

Коррупция является особо тяжким преступлением и наказывается лишением свободы на срок от 7 до 15 лет. «Есть некоторые люди, кому мы позволяли годами заниматься скомпрометированной юстицией. Наша ответственность — собрать все ресурсы, чтобы исключить таких людей из системы юстиции, арестовать их, собрать доказательства, чтобы их осудили и отправили в тюрьму», — заявила Драгалин.

О делах

Рассказала глава Антикоррупционной прокуратуры и о расследованиях, которые прокуроры недавно передали в суд. По одному из дел, адвокат потребовал с клиента 10 тыс. евро, и пообещал передать их прокурору, чтобы он принял благоприятное решение. Клиент обратился к правоохранителям, и им удалось проконтролировать передачу денег. Получив деньги от клиента, адвокат действительно передал их прокурору. Встреча произошла на дороге за Кишиневом, куда оба приехали на автомобилях. Через несколько месяцев прокурор вынес решение, которое обещал. Когда человек передал вторую часть денег, подозреваемых задержали.

Во время расследования выяснилось, что прокурор сфальсифицировал доказательства. Адвокат также использовал фальшивые документы. Дело передали в суд в январе 2023. 14 томов.

По другому делу адвокат потребовал 30 тыс. евро, пообещав повлиять на судей Апелляционной палаты Бельц.

По третьему делу — адвокат обещал повлиять на судей из Дрокии и прокуроров из окружной прокуратуры Бельц. Тут под контролем передали 5 тыс. евро.

Драгалин несколько раз обратилась к гражданам, у которых просят взятки, и предложила им обращаться к правоохранителям. Она подчеркнула, что в таких случаях их освободят из-под уголовной ответственности.

### Vezi și... ### «Патримониальных претензий нет». Что рассказал представитель генпрокуратуры на суде по делу Стояногло 

«Чтобы мы могли отправить их в тюрьму»

Глава Антикоррупционной прокуратуры отметила, что «у преступников из системы юстиции нет иммунитета». Она пояснила, что подозреваемых во взяточничестве прокуроров, адвокатов и судей, можно задержать без разрешение органов самоуправления.

В то же время Драгалин считает, что необходимо ужесточить наказания за «преступления против правосудия». Она пояснила, что в Молдове такие преступления считаются легкими и предусматривают наказание до двух лет лишения свободы.

«Чтобы, когда ловим людей, которые пытаются вмешаться в осуществление правосудия: пытаются лгать на судебном процессе, фальсифицировать доказательства, или „сливать“ информацию, которая может разрушить уголовное дело, мы могли отправить их в тюрьму», — сказала Драгалин.

Глава Антикоррупционной прокуратуры выразила уверенность, что все кто хотят настоящую реформу юстиции, должны объединить усилия, чтобы исключить из системы коррумпированных людей. По ее словам, только после этого можно будет победить коррупцию и в других сферах.