Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) обязал Молдову выплатить €20 тыс. семье женщины, которая умерла после нескольких лет семейного насилия. Судьи ЕСПЧ считают, что правоохранители не предприняли эффективных мер, чтобы ее защитить.
ЕСПЧ вынес решение по делу «Виеру против Молдовы» 19 ноября. В деле идет речь не только о физическом насилии, но и о психологическом и экономическом.
... врывался к ней в дом, оскорблял и нападал на нее.
В 2014 году женщина обратилась в суд и потребовала выдать ей охранный ордер, который бы запрещал бывшему мужу приближаться к ней и двум детям 14 и 5 лет. Суд выдал такой ордер, но мужчина продолжал преследовать женщину. Он врывался к ней в дом, оскорблял и нападал на нее. Периодически, в полицию обращались соседи, органы по защите детей и сама женщина. Всего, с 2014 по 2016 год, суды выдали шесть охранных ордеров.
При этом, 8 августа 2016 года, суд отклонил ее просьбу о выдаче охранного ордера, отметив, что женщина не представила доказательств, что подвергалась насилию. 26 августа женщина вновь обратилась в суд с новыми аргументами. По ее словам, в ночь с 22 на 23 августа, бывший муж встретил ее около дома и избил. Она убежала от него, но ему удалось попасть в квартиру, где он снова избил ее на кухне. В результате этих событий она упала с пятого этажа.
Женщина сообщила, что чувствует себя уязвимой из-за того, что в больнице ее посещают бывший муж и его мать, которые угрожают ей. Мужчина же утверждал, что на место происшествия его вызвал сосед, который нашел его бывшую супругу лежащей перед входом в дом. Суд выдал новый охранный ордер. Вскоре после этого женщина умерла.
Безуспешное уголовное преследование
Правоохранители завели против мужчины три уголовных дела, которые объединили в одно. Его обвиняли в домашнем насилии и нарушении охранного ордера. В 2016 году суд признал его виновным в домашнем насилии, но оставил на свободе, назначив ему три года испытательного срока.
Мужчину освободили от ответственности за нарушение охранных ордеров и семейное насилие...
Через год Апелляционная палата назначила ему два года тюрьмы, но Высшая судебная палата вернула дело на пересмотр. Параллельно с этим в силу вступили изменения в закон и поступки мужчины переквалифицировали из уголовного преступления в административное правонарушение. Так, 8 ноября 2017 года Апелляционная палата вынесла новое решение. Мужчину освободили от ответственности за нарушение охранных ордеров и семейное насилие объяснив, что срок давности для этого истек.
8 сентября 2016 года против мужчины начали уголовное дело по обвинению в доведении до самоубийства бывшей жены. Через два года прокурор закрыл дело, отметив, что женщина не помнила, как именно упала, а сосед и ее ребенок утверждали, что перед падением она была на кухне одна.
Что решил ЕСПЧ
Судьи ЕСПЧ пришли к выводу, что молдавские правоохранители неэффективно расследовали дело о физическом и психологическом насилии, не наказали вовремя мужчину, а также плохо расследовали обстоятельства смерти женщины. Также они отметили, что не могут высказаться о причинах смерти женщины: был ли это несчастный случай, самоубийство или убийство на гендерной почве. Поэтому они проанализировали дело с точки зрения третьей статьи Европейской конвенции о защите прав человека, которая запрещает пытки и бесчеловечное обращение.
... прокурор не учел тяжесть психологического насилия...
Судьи решили, что мужчина так и не понес реальное наказание за домашние насилие. Они не согласились с тем, что его уголовное дело переквалифицировали в административное правонарушение. Они подчеркнули, что прокурор не учел тяжесть психологического насилия, что позволило бы рассматривать дело именно с точки зрения уголовного преступления. «Это дело наглядно показывает, как система не справилась с длительным семейным насилием […] которое продолжалось после того, как преступник и жертва развелись и больше не жили вместе», - отметили в решении ЕСПЧ.
Кроме того, судьи считают, что в полиции знали о повторяющихся случаях домашнего насилия, но не предприняли мер, чтобы это предотвратить. Они согласились с тем, что правоохранители реагировали на каждый из 15 звонков женщины, когда она жаловалась на поведение мужа, но сомневаются в эффективности их работы.