«Битва за Совет прокуроров» (II). Машина свекра, сейф с деньгами и «подарок системе».

Кандидаты в Высший совет прокуроров Алена Нестеров и Георгий Борш

Квартиры, купленные на деньги родственников, и денежные переводы из-за рубежа, – это обсудили кандидаты в Высший совет прокуроров Алена Нестеров и Георгий Борш с комиссией «pre-vetting».

В новом выпуске «Битвы за Совет прокуроров» Europa Liberă рассказывает, как прошли собеседования претендентов на места в ВСП и кого из них «подарили системе».

В Молдове продолжается «битва за Совет прокуроров». По данным на 8 мая, из семи кандидатов, которые прошли собеседования в комиссии «pre-vetting», только один получил одобрение. Остальные шестеро ждут решения комиссии, которая должна в течение месяца определить, если разрешит им баллотироваться в Совет прокуроров. Еще пятерым прокурорам предстоит пройти собеседования в конце мая.

Новых членов ВСП выберут на общем собрании прокуроров. Голосовать можно будет только за тех кандидатов, которые получат одобрение комиссии «pre-vetting». Всего в Совет должны выбрать пятерых прокуроров. Помимо них, в Совет входят еще восемь человек (генпрокурор, Народный адвокат, министр юстиции, глава Высшего совета магистратуры и представители гражданского общества).

Алена Нестеров. Квартира для мамы и автомобиль свекра

Заместителя и.о. генпрокурора Алену Нестеров заслушали в комиссии «pre-vetting» 27 апреля. Ее собеседование продлилось 46 минут. За это время комиссия обсудила с кандидатом покупку квартиры, стоимость которой, занизили в контракте купли-продажи, и автомобили родственников, которыми пользуется ее муж.

Алена Нестров начала работать прокурором в прокуратуре Чекан в 2011 году. В 2016 году она перешла в прокуратуру Кишинева, а в 2020 году – в Антикоррупционную. В сентябре 2022 года ее назначили заместителем главы Антикоррупционной прокуратуры, а с января 2023 года она работает заместителем и.о. генпрокурора. Глава Антикоррупционной прокуратуры Вероника Драгалин прокомментировала новое назначение Нестеров так: «специалист, ценность которого неоспорима для Антикоррупционной прокуратуры, и она, безусловно, знает, как работать с большой самоотдачей».

Согласно декларации о доходах, в 2022 году она заработала 336,6 тыс. леев (около 28 тыс. леев в месяц) и получила 3 тыс. евро в дар от Александра Нестерова. Также, семья прокурора получила три денежных перевода от разных людей 2,9 тыс. евро, 2 тыс. долларов и 1 тыс. долларов.
Семье Нестеров принадлежит квартира площадью 121.4 кв м стоимостью 105 тыс. евро, которую купили в 2022 году. Рыночная стоимость квартиры составляет 74 тыс. евро, разницу она объяснила тем, что в квартире сделали ремонт. Еще одну квартиру, площадью 49,8 кв м купли в 2017 году за 279,8 тыс. леев. Семье прокурора принадлежит автомобиль Toyota Auris, 2011 года выпуска, который купили в 2019 году. В декларации указана стоимость 115 тыс. леев. Также у семьи прокурора есть право использовать автомобиль Toyota Prius Plus 2016 года выпуска, который принадлежит родителям ее мужа.

У комиссии «pre-vetting» возник вопрос из-за того, что в 2017 году Алена Нестеров купила квартиру площадью 49,8 кв м за 627 тыс. леев, но в контракте купли-продажи указали цену 279,8 тыс. леев. Прокурор рассказала, что купила квартиру для матери. С 2007 года, ее мать работала за рубежом и высылала дочери деньги на покупку квартиры. Алена Нестеров рассказала, что занижение стоимости в контракте было условием продавца. По ее словам, квартиру так и не переоформили на мать, потому что та задержалась за рубежом и вернулась на родину только в 2022 году.

Также в комиссии поинтересовались, почему она указывала в декларациях о доходах заниженную стоимость квартиры, а не реальную. Прокурор рассказала, что тогда закон позволял указывать в декларациях стоимость, указанную в контракте, а не рыночную. К тому же, она утверждает, что предварительно посоветовалась с Нацорганом неподкупности.


«Сейчас, скажу вам, считаю неэтичным указывать кадастровую стоимость, которая не отражает реальную цену. Тогда я должна была решить моральную дилемму очень быстро», – сказала Нестерова. Она подчеркнула, что у нее были моральные обязательства перед матерью, которая «инвестировала все здоровье и жизнь, чтобы подарить меня этой системе и государству».

Еще серия вопросов комиссии была связана с автомобилями. По сведениям комиссии, автомобиль Toyota Auris, который семья прокурора купила в 2019 году за 50 тыс. леев, на рынке стоит дороже. Алена Нестеров рассказала, что переговоры о покупке вел ее муж, а сам автомобиль пришлось отремонтировать. С учетом ремонта, в последней декларации о доходах она указала, что автомобиль стоит 115 тыс. леев. (В 2021 году закон внесли изменения и теперь чиновники обязаны указывать рыночную стоимость имущества).

Еще один автомобиль Toyota Prius, принадлежит свекру Алены Нестеров, а в декларации о доходах прокурора указано, что он стоит 0 леев. Прокурор рассказала, что автомобиль никогда не принадлежал ей или мужу, но они могут им пользоваться. Нестеров сообщила, что свёкр купил Toyota Prius после того, как продал другой автомобиль – Mitsubishi Lancer. В свою очередь, автомобиль Mitsubishi Lancer взяли в лизинг, а его стоимость выплачивали и супруг, и его отец. «Вся эта эпопея с автомобилями началась в 2007 году. Конкретизирую я в этой семье появилась в 2013 году и [тогда уже] был договор между отцом и сыном», – сказала Нестеров.
Члены комиссии усомнились были ли у свекра средства, чтобы купить такой автомобиль. Кандидат ответила, что не знает точную стоимость, которую свекр заплатил за Toyota Prius. Она предположила, что он мог обойтись дороже, чем 60 тыс. леев, указанные в контракте. Нестеров рассказала, что помимо того, что свёкр имел и неофициальный доход, его дети высылали родителям деньги из-за рубежа.

Георгий Борш. Квартира на деньги росдтвенников и бесплатный участок от государства

Собеседование Георгия Борша в комиссии «pre-vetting» состоялось 27 апреля и продлилось 1 час 15 минут. Основные вопросы, которые с ним обсудили: покупку квартиры в 2012 году и получение бесплатного земельного участка в Хынчештах.
В 2007 году семья Борш получила бесплатно участок в Хынчештах. На собеседовании выяснилось, что сначала в городской совет обратился прокурор Хынчешт и потребовал, чтобы его сотрудникам предоставили служебные квартиры, но совет этого не сделал. В последствии совет предложил прокурору земельный участок если он больше не будет требовать служебную квартиру. Борш отметил, что совет Хынчешт предоставили им с женой бесплатный земельный участок, как молодой семье. Прокурор продал участок за 23,6 тыс. леев.

Деньги от продажи участка он инвестировали в покупку квартиры и гаража в 2012 году. Еще часть денег он одолжили у тестя. Всего, по подсчетам комиссии, покупка недвижимости обошлась семье прокурора в 189 тыс. леев. В 2013 году семья Борш взяла в банке кредит в 160 тыс. леев, чтобы отремонтировать квартиру и вернуть деньги тестю.


По словам Борша, отец жены отдавал ему (прокурору) на хранение деньги, которые из-за рубежа высылала сестра жены. Тесть делал это из соображений безопасности: у Георгия Борша был сейф. Прокурор рассказал, что решил взять деньги родственников из-за того, что ни один банк в Хынчештах не хотел давать ему кредит пока у него нет собственной недвижимости. Борш уточнил, что после покупки квартиры, взял кредит на 25 лет и продолжает его выплачивать.

В комиссии попросили объяснить откуда у сестры жены были такие доходы. Кандидат ответил, что после собеседования готов предоставить комиссии документы, которые подтверждают его слова.

Кроме того, в комиссии спросили, почему в декларации о доходах за 2011 год он не указал деньги, которые тесть дал ему на хранение. Точную сумму полученных денег Борш не смог назвать, но после многочисленных вопросов предположил, что всего получил от тестя около 8 тыс. евро. Кандидат рассказал, что не указал деньги в декларации, потому что рассчитывал быстро их вернуть. К тому же он не знал, как указать займ, который не был оформлен официально. 29.28-29.50 «Я решил, что покажу этот долг, как кредит, в 2013 году. Cказал: все равно покажу этот долг, на основании законного документа», – сказал Борш. »

В конце собеседования Борш подчеркнул, что все деньги, которые он использовал для покупки квартиры «не имеют отношения к работе прокурора». «Не знаю, были ли я убедительным. Это предстоит решить вам», – сказал Борш.

«Pre-vetting» и «vetting» в молдавской юстиции

«Pre-vetting» – специальная проверка кандидатов в органы самоуправления судей и прокуроров. Проверку проводит специальная комиссия, в которую вошли трое национальных и трое международных экспертов. Проверке подлежат их доходы и расходы за последние 15 лет. Также комиссия может проверить родственников кандидатов и то, как они соблюдали этические нормы.

Перед тем, как преступить к проверке кандидатов в Высший совет прокуроров, комиссия проверила претендентов на посты в Высший совет магистратуры.

Из 28 судей, которые записались на участие в конкурсе, пятеро отозвали свои кандидатуры. Еще пятеро получили одобрение комиссии, а остальные не прошли проверку. Также на участие в конкурсе записались 12 представителей гражданского общества. Из них трое получили одобрение комиссии, остальные либо отозвали свои кандидатуры, либо не прошли проверку.

После того, как власти сформируют новые органы самоуправления судей и прокуроров, они намерены провести проверку рядовых судей и прокуроров – «vetting». В первую очередь «vetting» ждет судей Высшей судебной палаты и тех, кто намерен там работать. Закон, позволяющий это сделать, вступил в силу 6 апреля. Затем, власти планируют провести «vetting» судей апелляционных палат и прокуроров из специализированных прокуратур.