22 апреля по 29 мая комиссия «pre-vetting» провела собеседования с 13 прокурорами, которые претендуют на посты в Совете прокуроров. Также комиссия заслушала кандидата от Академии Наук, а один из прокуроров отказался от публичного интервью. В новом выпуске «Битвы за Совет прокуроров» Europa Liberă рассказывает, как прошли собеседования Эдуарда Пани, Василия Плевана и Родики Чобану.
Только те кандидаты, которые получат одобрение комиссии «pre-vetting», смогут претендовать на места в ВСП.
Высший совет прокуроров рассматривает различные вопросы о работе прокуратуры: от назначения рядовых прокуроров, до увольнения генерального. В новом формате Совет будет состоять из 10 человек: генерального прокурора, пятерых прокуроров, которых выберут на общем собрании и четырех представителей гражданского общества. Чтобы избежать корпоративного самоуправления, в совет входят представители гражданского общества, которых назначает президент, правительство, парламент и Академия наук.
### Vezi și... ### Третий прокурор не прошел «pre-vetting»Эдуард Паня. Незадекларированные счета, дисциплинарное наказание и закрытые слушания
Комиссия «pre-vetting» провела собеседование с Эдуардом Паней 26 мая. Часть собеседования прошла в закрытом режиме, потому что вопросы касались личной жизни кандидата и членов его семьи. Во время публичного интервью с кандидатом обсудили, почему он не задекларировал два банковских счета и за что получил дисциплинарное наказание.
На собеседовании комиссия попросила кандидата объяснить, почему в декларации о доходах за 2020 год он не указал два банковских счета. На счет, который открыл прокурор, поступила 81 тыс. леев, а на счет его жены – 108 тыс. леев. Паня объяснил, что на счета поступали деньги из его зарплаты и пособия по уходу за ребенком, которое получала жена. Прокурор подчеркнул, что указывал эти средства в декларации о доходах, но решил, что можно не декларировать счета, потому что в 2020 году не было обязательным декларировать счета, которые превышают 15 средних зарплат по экономике. В комиссии с прокурором не согласились отметив, что счета надо было задекларировать.
Также, по подсчетам комиссии, в 2021 году расходы семьи Паня превысили доходы. Кандидат с подсчетами комиссии не согласился. По его словам, у него были накопления наличными около 130 тыс. леев, которые можно было не декларировать, потому что это меньше 15 средних зарплат по экономике. Также в 2021 году семья прокурора получила дополнительный доход, продав автомобиль.
Обсудили с прокурором и дисциплинарное предупреждение, которое ему вынесли в 2017 году из-за того, что он затянул расследование трех уголовных дел и по мнению Совета прокуроров, не приложил достаточно усилий в работе. Паня рассказал, что дисциплинарное дело по одним и тем же фактам завели против него, как против замглавы прокуратуры Кантемира, а также против главы этой прокуратуры. Совет прокуроров заслушал главу прокуратуры Кантемира и решил, что он ничего не нарушил, а Эдуарду Пане вынес предупреждение. Прокурор рассказал комиссии, что не согласен с выводами Совета. Он сообщил, что речь идет о сложных уголовных делах, расследование одного из которых продлилось до 2020 года.
### Vezi și... ### «Битва за Совет прокуроров (IV)». Мамин Range Rover, Dacia за 2 тыс. леев и 11 тыс. евро бывшего мужаВасилий Плеван. Денежные переводы свекрови и письмо от СИБ
Комиссия «pre-vetting» провела собеседование с Василием Плеваном 29 мая. Изначально собеседование запланировали на 26 мая, но его перенесли, потому что Плевана участвовал в заседании парламента, где обсуждали вопрос о лишении иммунитета вице-председателя партии «Шор» Марины Таубер. Публичное собеседование Плевана продлилось 40 минут, еще часть вопросов комиссия задала кандидату на закрытом заседании. В комиссии отметили, что речь идет о вопросах этической неподкупности. integritate etică și s-a desfășurat în sesiune închisă, întrucât a fost examinat un subiect care ar putea aduce atingere vieții private a persoanelor implicate.
Комиссия обсудила с кандидатом на какие средства они с женой купили квартиру в 2016 году заплатив за нее около 15 тыс. евро, хотя похожие квартиры стоили около 30 тыс. евро. Плеван рассказал, что квартира обошлась дешевле потому, что она была в очень плохом состоянии и на ее ремонт пришлось потратить около 10 тыс. евро. Около
5 тыс. евро (110 тыс. леев) на покупку квартиры он получил наличными от матери, 200 тыс. леев – подарок на свадьбу в 2013 году, 3 тыс. евро – подарок тещи. Еще 98 тыс. леев он получил от продажи комнаты в общежитии. Прокурор рассказал, что его мать и теща работают за рубежом. По его словам, его теща работает няней и зарабатывала около 1,5 тыс. долларов в месяц. Плеван смог представить комиссию информацию о доходах тещи после 2018 года, объяснив, что ее рабочие контракты за 2008-2014 не сохранились.
Также комиссия попросила объяснить, почему в 2020 году прокурор не указал в декларации о доходах, что его жена получила от своей матери 7 тыс. евро на покупку автомобиля Ford. При этом, в своей декларации о доходах, жена указала, что получила деньги в долг от мужа. Плеван не смог объяснить, почему его жена так сделала и предположил, что она ошиблась. В 2021 году сумму, взятую в займы, прокурор указал в декларации, отметив, что должен вернуть долг до 2030 года. Прокурор сообщил, что жена с тещей не заключили никакого контракта, а теща была намерена эти деньги подарить.
После закрытого собеседования Плеван обвинили комиссию в том, что она не уведомила его о том, что получила информацию о нем от Наццентра борьбы с коррупцией (НЦБК) и Службы информации и безопасности (СИБ). «Комиссия не отрицала факта, что у нее были секретные и неофициальные документы от НБЦК и СИБа. Я бы хотел иметь доступ к этим нотам до собеседования, что было бы достаточно правильным», – заявил Плеван. «Сomisia nu a negat existența notelor secrete, neoficiale, din partea CNA și SIS în privința mea. Eu aș fi dorit totuși să am acces la aceste note, până a fi audiat public, ceea ca ar fi fost destul de corect».
Председатель комиссии Герман фон Хебель ответил, что кандидатам предоставляют те документы, которые комиссия считает релевантными для процесса «pre-vetting».
Родика Чобану и десятки тысяч евро от свекрови
Родика Чобану – единственный представитель гражданского общества, который претендует на пост в ВСП. Если комиссия «pre-vetting» одобрит ее кандидатуру, она станет членом Совета по квоте Академии Наук. Так, как Чобану не является чиновником, ее декларации о доходах нет в публичном доступе. Известно, что Родика Чобану доктор философии и права, а также, что она преподает в госуниверситете.
Комиссия «pre-vetting» провела собеседование с Родикой Чобану 25 мая. Интервью продлилось больше часа. Все это время комиссия обсуждала с кандидатом тысячи евро, которые ее мужу присылала его мать. Так, в 2011 году муж Родики Чобану перечислила на свой банковский счет 57 тыс. евро из которых 20 тыс. семья Чобану получила от продажи квартиры, а 37 тыс. евро – прислала его мать, которая работала за рубежом. С 2016 по 2021 год свекровь перевела ему еще 73 тыс. евро. Родика Чобану утверждает, что свекровь присылала деньги, потому что хотела, чтобы они построили дом, где она сможет жить, когда вернется из-за рубежа. Она не смогла точно сказать, сколько в строительства дома вложили они с мужем, а сколько свекровь. По словам кандидата, свекрови пришлось несколько раз отложить возвращение на родину.
Комиссии посчитала, что официально с 2012 по 2020 год свекровь получила 112 тыс. евро, и если 73 тыс. их них она отправила сыну, у нее в среднем оставалась около 4 тыс. евро, чтобы содержать себя в течение года. Чобану рассказала, что свекровь почти не тратила пенсию, которую получала в Молдове. Также кандидат сообщила, что свекровь высылала деньги наличными, либо когда сама приезжала, либо отправляла посылками.
«Pre-vetting» и «vetting» в молдавской юстиции
«Pre-vetting» – специальная проверка кандидатов в органы самоуправления судей и прокуроров. Проверку проводит специальная комиссия, в которую вошли трое национальных и трое международных экспертов. Проверке подлежат их доходы и расходы за последние 15 лет. Также комиссия может проверить родственников кандидатов и то, как они соблюдали этические нормы.
Перед тем, как преступить к проверке кандидатов в Высший совет прокуроров, комиссия проверила претендентов на посты в Высший совет магистратуры.
Из 28 судей, которые записались на участие в конкурсе, пятеро отозвали свои кандидатуры. Еще пятеро получили одобрение комиссии, а остальные не прошли проверку. Также на участие в конкурсе записались 12 представителей гражданского общества. Из них трое получили одобрение комиссии, остальные либо отозвали свои кандидатуры, либо не прошли проверку.
После того, как власти сформируют новые органы самоуправления судей и прокуроров, они намерены провести проверку рядовых судей и прокуроров – «vetting». В первую очередь «vetting» ждет судей Высшей судебной палаты и тех, кто намерен там работать. Закон, позволяющий это сделать, вступил в силу 6 апреля. Затем, власти планируют провести «vetting» судей апелляционных палат и прокуроров из специализированных прокуратур.