Катаргейт, или Региональные разборки глобалистов. Часть 2

Очень многие наблюдатели, если не все, указывают на то обстоятельство, что дипломатический кризис начался спустя всего две недели после визита Дональда Трампа на Ближний Восток. Причем реальной целью поездки, чего не скрывает даже сам Вашингтон, явилось создание новой широкой коалиции против Ирана. Собственно, ради этого американцы и заключили оружейный контракт с Саудовским домом на сумму 110 млрд. долларов.

Как сказал «Газете» старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Ахмедов, «саудовцы убеждены, что Иран не изменится, и поэтому они апеллируют к Западу для того, чтобы надавить на Иран». А ошибка Катара в том, что он публично заявил о необходимости диалога с Тегераном. А еще в том, что он продолжает поддерживать движение «Братья-мусульмане», устроившее теракт в Саудовской Аравии в 1979 году и ставшее смертельным врагом ваххабитского королевства. «Атаки арабских стран против Катара создают почву для ухода Дохи из Сирии», - сказал ведущий эксперт Gulf State Analytics в Вашингтоне Теодор Карасик. По его мнению, катарские власти, идя на компромисс, будут укреплять экономические связи с Ираном: Катару нужны порты, расположенные вдоль иранских берегов.

«Нельзя забывать, что официальная позиция всех стран Совета залива в отношении Ирана негативная, но у всех отношения с Тегераном складываются по-разному, - пояснил «Ленте» заведующий Центром арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Василий Кузнецов. – Если Саудовская Аравия и Бахрейн действительно видят угрозу в Иране и его влиянии на шиитское население региона, то Оман и Кувейт относятся к Тегерану куда более терпимо и даже иногда пытаются выступать в роли посредников. Катар пытался не поддаться исходящему от саудитов антииранскому алармизму и занять более умеренную позицию, за что и поплатился».

Эксперт в интервью «Новой газете» озвучил два возможных варианта развития конфликта между аравийскими «партнерами». «Первый – Катар идет на уступки, в кулуарах достигаются договоренности с Саудовской Аравией, и все возвращается на круги своя. Далее наступает «тихий» период, который вовсе не означает разрешения противоречий. Второй: Эр-Рияд может принять решение о том, что будет добиваться смены династии в Катаре. Дело это опасное, такого опыта в Заливе еще не было. При этом для соседних государств это будет означать, что единство Залива нарушено, и все могут оказаться под угрозой», - сказал Кузнецов.

Директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов считает причиной кризиса попытки Катара наладить отношения с Ираном. «Я думаю, что более реальным объяснением того, что происходит, являются попытки Катара наладить отношения с Ираном, что может быть неожиданно, с одной стороны, но является фактом, потому что на недавнем саммите, когда Трамп приезжал в Залив, эмир Катара прямым текстом заявил, что нужно с Ираном договариваться, - сказал эксперт «Коммерсанту». – Это была крайне неожиданная история, это произошло буквально не так давно. У Катара там есть свой интерес экономический — попытаться наладить с Ираном отношения».

Об американском следе в катарском кризисе откровенно говорит заместитель руководителя аппарата президента Ирана Хамид Абуталеби. «То, что происходит, - это первый результат «танцев с мечами»», - сказал он (цитата по «Ленте»). О майском визите Трампа в Эр-Рияд напоминает и агентство «Регнум», приводя слова хозяина Белого дома: «Одна цель превосходит все другие. Мы молимся, чтобы эта встреча могла бы когда-нибудь вспомниться как начало мира на Ближнем Востоке».

«Но вместо мира Ближний Восток в последующие дни оказался погружен в конфликты, наводненные обвинениями и репрессиями, которые заставили предположить, что это далеко не объединило регион, а скорее наоборот, слова Трампа только усугубили его разделение. Катар и Саудовская Аравия начали странную и неожиданную словесную войну, в которой проявилась их давняя конкуренция за региональное влияние и резко противоположные мировоззрения», - пишет по этому поводу газета The Washington Post, на которую ссылается «Регнум».

Между тем, ведущая испанская газета El País полагает, что целью Трампа является не просто «конкуренция нефтяных цен», а ее преобразование «в реальную войну ближневосточных нефтедобывающих государств на взаимное ослабление». «…На Трампа давят произраильские «ястребы», которые еще в 2003 году предпочли бы войне с Ираком провести войну с Ираном, но не получилось. В нынешней ситуации, когда Европа ослабела и постепенно смещается в сторону России, Трампу нужна эта война для того, чтобы навязать всем свою «Америку превыше всего». Трампу нужен Катар не только… как плацдарма для атаки на Иран, но и в плане расширения собственной сырьевой базы за счет катарского нефтегазового месторождения Северное/Южный Парс», - пишет испанское издание, на которое ссылается «Регнум».

Газета The Washington Post со ссылкой на источники в Белом доме сообщила, что Трамп привез в Саудовскую Аравию план создания «арабского НАТО». Именно это, считает Рева Гуджон, замдиректора программы глобального анализа американского аналитического центра Stratfor, стало причиной эскалации противостояния. «Даже если большинство суннитских арабских держав опасаются иранского экспансионизма, экономического забвения и госпереворотов, их глубокие геополитические различия не дадут Саудовской Аравии и ее американским спонсорам качественного альянса в сфере безопасности», - полагает госпожа Гуджон, на которую ссылается «Газета».

«Катар, с небольшим населением и государственной системой, централизованной вокруг Дохи, лишен внутренней этнорелигиозной напряженности, в отличие от своих соседей, - поясняет далее эксперт Stratfor. – Такой уровень безопасности позволяет Катару занимать независимую позицию и не признавать приказы из Саудовской Аравии или ОАЭ. Единственный крупный игрок на региональном газовом рынке, Катар нашел четкий путь и идеальную энергетическую платформу, которая отделяет его от соседних стран – нефтяных тяжеловесов».

Интересная деталь от Московского филиала Фонда Карнеги: в тот же день, когда разгорелся скандал вокруг утечек, компрометирующих эмира Катара, бывший министр обороны США Роберт Гейтс выступал на семинаре, организованном Фондом поддержки демократии. Кстати, это тот самый произраильский фонд, в связях с которым Катар обвиняет дипломатию Арабских Эмиратов! Так вот, Роберт Гейтс сказал, что раньше на Западе не придавали значения связям «Братьев-мусульман» с другими экстремистскими группировками, но после саммита в Эр-Рияде Вашингтон «должен отправить к эмиру Катара посланника со списком деятельности, которую Доха должна прекратить, иначе ее отношения с Вашингтоном будут пересмотрены».

«Впрочем, заявление эмира, даже оказавшись официально фейком, было удобно всем – и тем, кто хотел начать информационную войну против Катара, и самой Дохе, которая получила шанс высказаться о нападках в свой адрес и одновременно дать понять Тегерану, что у нее нет намерений вступать в конфронтацию», - говорится в тексте Фонда Карнеги.

В завершение этой части публикации приведу ироничный и потому разгромный материал британского специалиста по Ближнему Востоку – Роберта Фиска. Постоянный колумнист газеты The Independent, он в этот раз пишет в шекспировском духе «Чума на оба ваших дома», высказывая серьезные претензии как Катару, так и Аравии с ее сателлитами. «Катарский кризис доказывает две вещи: продолжающуюся инфантилизацию арабских стран и полный крах суннитского мусульманского единства, будто бы созданного нелепым присутствием Трампа на саудовском саммите две недели назад», - начинает Фиск.

А потом, собственно, «аутопсия» ближневосточной политики. С одной стороны, пишет британец, на борту самолетов, атаковавших Нью-Йорк и Вашингтон 11 сентября 2001 года, 15 из 19 террористов были подданными Саудовской Аравии, а катарцев там точно не оказалось. Да и Усама бин Ладен был саудовцем. С другой стороны, катарский канал «Аль-Джазира» активно пиарил «террориста номер один» и затем, уже после начала сирийского кризиса, - лидеров «Аль-Каиды» и «Джебхат ан-Нусра», которые воевали против Асада. Фиск также «проехался» по Мальдивам, которые, по его словам, были банально куплены саудитами за 300 млн. долларов льготного кредита и еще много других «морковок».

Теперь, продолжает эксперт, Катар надеется на американское военное присутствие как гарантию невмешательства арабских «союзников». Между прочим, Роберт Фиск передает содержание разговора, который у него состоялся в 2011 году с шейхом Тамимом, отцом нынешнего главы Катара. На вопрос британца, почему эмират не выгнал американских военных, шейх ответил, что в противном случае к нему вторглись бы арабские «братья».

Продолжение следует…

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă