Россия и Турция объединяют усилия против Атлантики? Часть 2

Официальный представитель госдепартамента США Хизер Нойерт заявила, что одним из ключевых вопросов для НАТО является наличие военной техники, которая может работать совместно с системами НАТО. «Если… Турция приобретет российскую систему, то она не будет соответствовать стандарту, и поэтому мы будем вынуждены проявить обеспокоенность. Это также не соответствует обещаниям союзников, данным во время Варшавского саммита [в июле 2016 года], об укреплении сопротивления путем сокращения зависимости от российской военной техники», - цитирует «Регнум» госпожу Нойерт.

Анкара попыталась «наказать» США с помощью России, сказал агентству «Спутник-Армения» тюрколог Левон Овсепян. По его мнению, сделка по С-400 – «это политический шаг, обусловленный тем, что Турция пытается отчасти отомстить США». А с другой стороны, многие годы Вашингтон отказывался продавать Анкаре ЗРК «Пэтриот». «Это подвигло Турцию на поиск альтернативы, и с учетом геополитической ситуации была выбрана Россия. Таким образом, предпринимается попытка с помощью России «наказать» США», - сказал Овсепян. Он не исключает срыва сделки, несмотря на выплату аванса.

В свою очередь, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Александр Крылов считает, что отношения Турции с Западом сложные и сохраняют тенденцию к ухудшению. «Уже никто не вспоминает о вступлении Турции в Европейский союз, о чем говорилось в течение многих десятилетий. В условиях обострения отношений один из элементов игры Анкары – развитие отношений с Россией, в том числе в военной сфере», - сказал Крылов.

«Насколько далеко пойдут российско-турецкие отношения, зависит от того, какие отношения будут у Анкары с Западом. Это касается также отношений Турции со всеми другими возможными альтернативными странами», - добавил эксперт. Он ожидает, что дальнейшего ухудшения отношений Турция-Запад не будет. Анкара, Брюссель и Вашингтон заинтересованы в сохранении отношений пусть даже на прохладном уровне. В этих условиях многое зависит от событий в ЕС и США, сказал Крылов в интервью «Спутнику».

Турецкий военный аналитик Сердар Аташ выразил недовольство отсутствием подлинного равенства среди членов НАТО. «Турция полностью исполняет свои обязанности в рамках своего членства в НАТО, но другие члены альянса ведут себя по отношению к ней несбалансированно. Турция стала самостоятельной и сильной страной, что не входит в планы Запада, страны которого привыкли общаться с нами командным тоном. И они, как мне представляется, «наказывают» Турцию за излишнюю независимость», - цитирует эксперта РИА Новости.

Между тем, косвенным подтверждением довольно серьезных разногласий в военной сфере является новость о том, что США отказались направить инструкторов для обучения турецких пилотов истребителей F-16. Военное руководство Турции нуждалось в восстановлении числа военных летчиков, чье количество сократилось вследствие репрессий после неудавшегося военного переворота в 2016 году. Тем не менее, Вашингтон ответил отказом, пишет турецкая газета Hürriyet Daily News. Сейчас турецкие власти прилагают энергичные усилия, чтобы восполнить причиненные собственными руками потери в Вооруженных силах, но эксперты сомневаются в успехе задуманного. «Вряд ли эти меры решат проблему, - сказал британской газете The Financial Times старший научный сотрудник Atlantic Council Аарон Стейн. – На восполнение утраченного опыта уйдут годы» (цитата по «Коммерсанту»).

Кстати, о перевороте. Его последствия (читай: преследование оппозиции и всяческих инакомыслящих) продолжают вбивать клин между Турцией и странами Запада. Причем это происходит не только на уровне публичной дипломатии, но и в более скрытой форме. Например, как утверждает руководитель политического направления Центра изучения современной Турции Юрий Мавашев, в ходе чисток в турецкой армии арестовывают и лишают звания именно тех, кто получал военное образование в США, а заменяют их теми, кто учился в Турции.

«После референдума Турция стала такой, какой не была за всю свою историю. Если раньше эта страна не могла выйти из положения «ведомая», хотя и многое делала для этого, то теперь у Турции появился свой собственный вектор развития, - сказал, в свою очередь, директор Центра региональной безопасности на Ближнем Востоке Александр Кирпичев в интервью «Газете». – Естественно, многие страны Европы осудили Турцию после ее референдума – за его незаконность, за то, что он был проведен с массой нарушений и фальсификаций».

«Турция уже более 50 лет была в «приемной» ЕС. Это утомило турок, - продолжает Юрий Мавашев. – Со временем [Анкаре] стало понятно, что можно неплохо сотрудничать и не вступая в Евросоюз. А с учетом иных международных обстоятельств (война в Ираке, Афганистане и других) негативный образ Запада стал проецироваться у турок на ЕС во всех смыслах».

Между тем, Турция регулярно получает оплеухи не только от США, но и от Германии. Например, по сообщению агентства «Регнум», федеральное министерство внутренних дел на основании расследования, проведенного тремя СМИ, готовится включить Турцию в список стран, «владеющих тайнами немецкого государства» и ставящих работников разведывательных служб лицом к лицу с «особыми рисками безопасности». В списке под названием «Список государств для работников разведки» (Staatenliste für Nachrichtendienstmitarbeiter) значатся также Китай, Северная Корея, Пакистан, Россия и еще 30 других стран, за исключением близких союзников Германии по НАТО. Похожая новость еще в июле была опубликована в газете Bild, где сообщалось, что те работники внешней разведки BND, кому наиболее всего угрожала опасность, поддержали решение о включении Турции в список.

Кроме того, Германия недовольна задержанием немецких граждан в Турции, где арестовано уже 55 человек, из которых 12 граждан признаны Берлином политзаключенными. «Мы уверены, что в большинстве случаев повода для задержаний нет. Мы должны ответить решительно. Именно поэтому правительство Германии уже пересмотрело отношения с Турцией, а из-за новых арестов мы должны, возможно, пересматривать их и дальше», - заявила канцлер ФРГ Ангела Меркель. «Коммерсант» уточняет, что турецкие власти обвиняют задержанных граждан Германии (среди них как этнические турки, так и немцы) в террористической деятельности и соучастии в перевороте. В частности, арестованы немецкие журналисты Петер Штойдтнер и Дениз Юджель. Их обвиняют в «пропаганде террора».

Не видя отдачи со стороны Анкары, Берлин и Брюссель решили перейти в контрнаступление. Как передает DW Türkçe со ссылкой на дипломатические источники, Европейскому Союзу в связи с серьезными нарушениями в вопросах демократии и прав человека в Турции следует предпринять серьезные шаги в отношении Анкары. Агентство «Регнум» со ссылкой на новостной портал Т24 пишет, что правительство Турции побило свой же рекорд 2016 года по количеству построенных тюрем. Если в прошлом году их число достигало 38, то, по словам министра юстиции Бекира Боздага, до конца 2017 года в Турции планируется построить 175 новых тюрем в соответствии со стандартами Совета Европы и минимальными стандартами ООН.

Вряд ли кто-то возьмется предугадать, сколько продлится публичная размолвка Турции с Западом и какую остроту она получит. Но можно быть уверенным в том, что отношения между ними вряд ли вернутся в состояние business as usual. Потому что серьезные эволюционные процессы идут как в самих западных странах («несистемные против Системы», рост правого популизма и неизбежное стремление власти отвечать на требования времени ради самосохранения, проблемы мигрантов и т.д.), так и в Турции (неудержимая исламизация, рост благосостояния и влияния консервативной провинции против вестернизированных мегаполисов и побережья, разочарование в Западе, поиск новой роли, кризис неоосманизма и т.д.) не оставляют шансов на сохранение статус-кво.

Можно сколько угодно играть в обиды (Турция) и изображать незыблемость многолетних отношений (Запад/НАТО), но тенденция возникла не вчера. «Арабская весна», война в Сирии и беспрецедентная конфронтация России с Западом служат дополнительными факторами изменения региональной обстановки. В конце концов, Турция всегда стремилась стать главной страной Ближнего Востока, диктовать волю в Черноморско-Каспийском бассейне, на Балканах, в зоне Персидского залива и не забывать о лоббировании в Европе, а это, согласитесь, требует колоссального напряжения всех ресурсов, что, вероятно, может оказаться Турции не под силу. А тут еще маячит независимый Курдистан…

Часть 1

Читайте также:

«Новая Турция»: закат демократии и сильной экономики

Новый турецкий курс – дрейф или блеф?

Пиррова победа падишаха, или Вторая смерть Кемаля. Часть 1 / Часть 2

На пути к султанату. Часть 1 / Часть 2 / Часть 3

Вспоминая 2016 год. Султан и Царь

Вспоминая 2016 год. Новые турецкие игры в Сирии

Вспоминая 2016 год. Турция торгуется с Европой

Провожая 2016 год. Осень турецкой демократии

Отделались помидорами, или Конъюнктурная дружба Путина и Эрдогана

В жерновах контрреволюции, или Особенности репрессивной демократии. Часть 1 / Часть 2

Верю – не верю. Послесловие к «перевороту» в Турции

Последний триумф султана

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă