Всё могут короли, или Революция в доме Саудов. Часть 2

Королевский размах – так, наверное, будет правильнее всего охарактеризовать намерение саудовских властей конфисковать у арестованных принцев, чиновников и бизнесменов 800 млрд. долларов. Не миллионов, а миллиардов! И это притом, что объем ВВП Саудовской Аравии в 2016 году составил чуть более 646 млрд. долларов. Предполагается, что отобранные деньги будут пущены на восполнение дефицита бюджета, весьма прохудившегося после падения мировых цен на нефть.

Газета The New Yorker в большом материале на эту тему отмечает, что король Салман и сын его Мухаммед фактически начали большую чистку в собственной огромной семье, затронув именно те фигуры, которые контролируют финансы, прессу и армию (грамотная задумка, надо сказать). «Это то же самое, как если бы вы проснулись однажды утром и обнаружили, что Уоррен Баффет, а также главы ABC, CBS и NBC арестованы, - иронизирует бывший американский чиновник в беседе с автором статьи. – Налицо все признаки государственного переворота. Саудовская Аравия стремительно превращается в другую страну. Это королевство никогда не было таким нестабильным».

Кстати, Комитет по борьбе с коррупцией, созданный 4 ноября указом короля Салмана, возглавлен, разумеется, принцем Мухаммедом. «В настоящий момент в Саудовской Аравии складывается интересная форма диктатуры, - сказал Джамаль Хашогги, саудовский колумнист, бывший советник саудовских дипломатов, которые сейчас в ссылке. – МБС (Мухаммед бин Салман – так его называют в западной прессе) становится верховным лидером». Единственная страна, где сейчас существует такой титул, - это Иран, заклятый враг Саудовской Аравии, отмечает The New Yorker.

«Правящий дом Саудов и весь мир теперь знают, что кронпринц Мухаммед бин Салман готов использовать любые средства, чтобы занять престол после смерти или отречения его 81-летнего отца, короля Салмана, - утверждает Дэвид Оттауэй, научный сотрудник Центра Вудро Вильсона в Вашингтоне. – Никогда прежде в истории Саудовской Аравии не происходило ничего подобного, и создается впечатление, что королевство сейчас вступает на неизведанную территорию с неясными перспективами».

«Саудовское «Видение-2030» (Vision-2030) всё больше оборачивается неудачей в экономическом смысле. В нем наблюдается всё больше характерных черт схемы Понци. В новом городе Неом в заливе Акаба, который должен будет привлечь 500 млрд. долларов инвестиций и в котором… будет больше роботов, чем людей. Всё это несерьезно. Это больше похоже на уловку, которая должна отвлечь людей от реальных проблем», - сказал газете The New Yorker Брюс Ридель, бывший сотрудник ЦРУ, Пентагона и бывший член Совета национальной безопасности, автор новой книги «Короли и президенты: Саудовская Аравия и Америка со времен Рузвельта». Эксперт добавил, что региональная стратегия Мухаммеда пока терпит провал. В частности, саудовцы «увязли» в Йемене и не знают, как совладать с Катаром.

В свою очередь, египетская газета The Noon Post называет королевский указ о массовых арестах «политическим цунами» и прогнозирует, что Саудовская династия больше не является единой «в результате манипуляций молодого принца Мухаммеда ибн Салмана в государстве, построенном его дедом и дядюшками». «Он проницателен, а интриги помогают ему одерживать победы над противниками», - отмечает издание.

«Смелый шаг, предпринятый наследным принцем Саудовской Аравии в отношении отставки принца Мутаиба и его ареста вместе с экс-главой Королевского совета Халидом Тувайджри, подтвердил, что Мухаммед бин Салман не просчитывает свои шаги, а также ускоряет движение своей страны в сторону тупика и кровавого конфликта», - утверждается в статье.

«Ситуация в семье в любой момент может взорваться, и вероятно, что «расправы над принцами» продолжатся, если его дядя Ахмед (младший брат короля Салмана, последний из сыновей Абдель Азиза в клане Судейри) продолжит чинить препятствия и не позволит ему расширить полномочия в качестве короля страны и преемника своего отца, - резюмирует каирская газета. – Молодой принц также знает, что укрепление отношений с Трампом… не принесет ему большой пользы в свете… возможного вступления Саудовской Аравии в две новые войны: одну против [собственного] народа…, а вторую против Ирана…».

Однако вернемся к внутренней политике. «Стратегическая программа «Видение-2030» предусматривает масштабную приватизацию государственных компаний, таких как Saudi Aramco (рыночная стоимость составляет 1 трлн. долларов), резкую активизацию инвестиционной политики, развитие туристической отрасли, пишет «Коммерсант». «Начатой антикоррупционной кампанией Мухаммед бен Сальман убивает сразу нескольких зайцев. Во-первых, под лозунгом борьбы с коррупцией он избавляется от нежелательных центров силы в королевской семье и в госаппарате, которые могут представлять угрозу его будущей власти. Во-вторых, укрепляет свою репутацию реформатора политикой «нулевого терпения» по отношению к коррупционерам и рассчитывает пополнить бюджет за счет конфискованных миллиардов долларов у арестованных принцев и чиновников. В-третьих, посылает четкий сигнал как стране, так и внешнему миру, что он уже сегодня стал фактическим лидером Саудовской Аравии, принимающим ключевые решения», - пояснил «Ъ» директор программы политических исследований базирующегося в Дохе Institute for Graduate Studies Марван Кобалан.

Петербургский блогер Анатолий Несмиян тоже видит в борьбе с коррупцией межклановые разборки. «Задержания и аресты имеют самое прямое отношение к развернувшейся несколько лет назад, еще при короле Абдалле, борьбе за смену принципа престолонаследия. …Структура управления Саудовской Аравии поделена между кланами… Клан Сунайян традиционно контролирует ряд спецслужб и внешнюю политику, племя шаммар имеет собственную силовую структуру – Национальную гвардию; клан Аль-Джилюви обладает влиянием в нефтеносной Восточной провинции, «молодые принцы» во многом контролируют финансовую систему страны, клан потомков Мохаммеда Абдель Ваххаба аш-Шейх, хотя и не входит в династию, как и клан Джилюви, но обладает колоссальным влиянием на идеологическую и религиозную жизнь королевства», - поясняет Эль-Мюрид. По его мнению, стремление к консолидации власти может вызвать противоположный эффект.

Между тем, блогер предполагает, что серьезно больной Салман скоро отдаст трон сыну. «Сегодня у Мухаммеда бин Салмана в руках абсолютная власть, которую ему дает председательство в антикоррупционной комиссии… Против таких полномочий в легальном поле приёмов нет, только переворот. Аресты и призваны предотвратить возможность переворота. Так или иначе, но пока никакой передачи власти нет, поэтому всё сказанное – гипотеза. Хотя под ней имеются и серьезные основания», - заключает автор.

В общем, наличествуют многочисленные признаки дворцового переворота. Клан Судейри, оставаясь самым могущественным из саудовских кланов, решил стать единоличным правителем страны. Это вряд ли вызовет восторг конкурирующих кланов Шаммар, Джилюви, Сунайян и других, однако, на мой скромный взгляд, главную опасность для кронпринца Мухаммеда представляет… кронпринц Мухаммед. Как было отмечено экспертами, он вспыльчив и импульсивен, люто ненавидит Иран и его сателлитов, будь то «Хезболла» в Ливане, алавитский клан в Сирии, шиитское правительство в Ираке или повстанцы-хуситы в Йемене. Но ненавидеть Иран недостаточно для победы для ним. Персы – тёртые калачи, они прошли кровопролитную войну с Ираком, выпестовали шиитских бойцов в вышеперечисленных странах и безгранично мотивированы на войну с ваххабитами, от которых немало натерпелись. А у Саудовской Аравии в активе нет ни одной выигранной военной операции, не то что войны!

И на этом фоне безоглядная вера молодого саудовского принца в «звезду» Дональда Трампа и его семьи – очень сколький путь. Во-первых, положение самого Трампа в Вашингтоне донельзя нестабильно. Во-вторых, за простодушным американским похлопыванием по плечу может скрываться ловушка для самонадеянного кронпринца. США могут сделать вид, что они всячески одобряют «наказание» Ирана руками саудовской семьи (необязательно напрямую – для этого есть масса конфликтных регионов), и если Мухаммед клюнет на это, начнется совсем другая «опера», на фоне которой аравийская «игра престолов» будет не страшнее одноименной культовой истории Джорджа Мартина. А между тем, есть признаки того, что «уже началось»…

Часть 1

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă