То ли совпадение, то ли чья-то язвительная шутка, но ровно в 14-ю годовщину срыва подписания Меморандума Козака произошел самый значительный за последние годы прорыв в процессе урегулирования приднестровского конфликта. 25 ноября вице-премьер правительства РМ по реинтеграции Георгий Балан и министр иностранных дел непризнанного Приднестровья Виталий Игнатьев подписали четыре протокольных решения, касающихся важных гуманитарных и социальных вопросов. До статуса дело так и не дошло, но это лучше, чем ничего. В конце концов, на таких решениях настаивала в прошлом году Германия, действовавший тогда председатель ОБСЕ.
Правда, в принятом пакете отсутствует важный пункт – разработка специальных автомобильных номеров для приднестровского региона. Зато есть другое значимое для автомобилистов достижение: 18 ноября премьер-министр Молдовы Павел Филипп и лидер Приднестровья Вадим Красносельский торжественно открыли мост через Днестр у села Гура-Быкулуй (молдавская сторона) и Бычок (приднестровская сторона). Как точно заметили в прессе, мост был символом недоговороспособности сторон: он был разрушен во время войны 1992 года, восстановлен на европейские деньги в начале 2000х годов, но так и не был открыт, потому что Кишинев и Тирасполь не могли договориться. Например, не могли решить, кто будет пользоваться мостом – только жители Молдовы и приднестровского региона или все международные участники автомобильного движения. И это притом, что проходящая через мост дорога – часть международной трассы М14 Брест – Кишинев – Одесса. Но вот открытие состоялось…
Поскольку 2017 год был «никаким» в процессе приднестровского урегулирования, мы вправе считать ноябрьский прорыв адекватным «заменителем» итогов года. Итак, 25 ноября Балан и Игнатьев подписали протокольные решения по четырем направлениям: 1) обеспечение нормальной работы действующих в Приднестровье школ с преподаванием на румынском языке; 2) обеспечение молдавским фермерам из Дубоссарского района доступа к земельным участкам, расположенным к востоку от трассы Тирасполь-Каменка; 3) признание дипломов приднестровских вузов; 4) обеспечение фиксированной и мобильной связи между двумя берегами Днестра.
«Считаем, что эти шаги способствуют продвижению переговорного процесса… В связи со школами мы договорились об обеспечении их нормальной деятельности, о продлении сроков договоров и снижении арендной платы. Мы обсудили улучшение инфраструктуры этих образовательных учреждений и надеемся, что в ближайшее время условия в школах улучшатся, а это повысит качество образования. Позже мы обсудим и другие вопросы, в том числе и те, что касаются так называемого пакета «Берлин+», - цитирует Балана агентство «Молдпресс».
«Мы доказали наличие политической воли для решения данных вопросов. Над этими вопросами очень долго работали, а сегодня нам удалось достичь важных результатов. Это большой шаг к повышению уровня доверия, и мы готовы продолжать в том же темпе», - сказал, в свою очередь, Виталий Игнатьев.
Конечно, председательствующая в этом году Австрия не могла нарадоваться такому результату, которого не удалось достичь даже «братской» Германии в 2016 году. «После решения об открытии моста через Днестр в Гура Быкулуй-Бычок и его быстрой реализации мы видим значительный прогресс в переговорах впервые более чем за десятилетие, - сказал министр иностранных дел Себастьян Курц. – Мы приветствуем это конструктивное взаимодействие и считаем, что другие экономические и социальные вопросы, которые обсуждались на протяжении многих лет, могут быть решены в сжатые сроки».
«Прогресс, достигнутый недавно, обеспечивает динамику и позитивный импульс для ОБСЕ в целом. Наряду с позитивными изменениями для местного населения, достигнутый прогресс имеет большое значение для всего региона ОБСЕ. Позитивные изменения, отражающие прогресс в Молдове, благоприятны для ОБСЕ и всех ее государств-участников», - сказал, в свою очередь, генеральный секретарь ОБСЕ Томас Гремингер. Достижение тем более ценно, что было зафиксировано незадолго до итогового совещания министров иностранных дел ОБСЕ в Вене. Такого позитива, единогласно поддержанного в соответствующем совместном заявлении министров, организация не видела давно.
Однако даже эксперты, не говоря уже о простых обывателях, удивились столь внезапному прорыву после нескольких лет застоя в приднестровском урегулировании. Завесу тайны приоткрыла российская газета «Коммерсант»: ничего бы не было, если бы не вовлеченность в переговорный процесс двух теневых фигур: де-факто хозяина Молдовы Владимира Плахотнюка и де-факто хозяина Приднестровья Виктора Гушана. Они, по сути, создали параллельный теневой формат переговоров.
«Плахотнюк несколько месяцев назад взял приднестровское досье в свои руки», - рассказал «Коммерсанту» неназванный дипломатический источник. Другой информированный собеседник сказал, что проблемы Кишинева и Тирасполя часто были темой бесед с послом США в Молдове Джеймсом Петтитом и главой делегации ЕС в Кишиневе Петером Михалко.
Между тем, московская газета узнала еще кое-что: Кишинев наконец-то (не прошло и 25 лет) разработал собственный план приднестровского урегулирования. Документ состоит из восьми страниц и называется «Видение». Один из собеседников «Ъ» утверждает, что в разработке документа участвовали четыре человека. Сначала план писали руководитель IDIS «Viitorul», бывший посол РМ в США Игорь Мунтяну и румынский аналитик и советник бывшего президента Румынии Юлиан Кифу, а после них переработали Георгий Балан и бывший посол РМ в Украине, ныне посол по особым поручениям МИД Молдовы Ион Стэвилэ.
В документе содержится требование о выводе российского воинского контингента (ОГРВ) и о смене курируемой Россией миротворческой операции на «мирогарантийную» операцию под эгидой ОБСЕ. Что касается собственно статуса, у Приднестровья сохранится формальное трехъязычие (правда, функционирующий там молдавский язык будет на латинице, а не кириллице). «У региона будут собственные органы законодательной и исполнительной власти, которые смогут принимать нормативные акты и решения в соответствии с установленными полномочиями, а также своя фискальная система. Кроме того, Приднестровье будет представлено в структурах центральной власти и будет пользоваться широкими прерогативами местного самоуправления и участвовать в процессе принятия решений на национальном уровне», - пишет «Коммерсант».
Я пока воздержусь от анализа положений документа, который пока официально не опубликован, хотя общее представление о нем уже имеется. Нужно время, чтобы увидеть реакцию приднестровского руководства и международных игроков, особенно России, имеющей наибольшее влияние в регионе. Возможно, будет справедливо выразить скепсис, памятуя о провалах многочисленных планах урегулирования, особенно Меморандума Козака в 2003 году. Но мои информированные источники сообщают, что в 2018 году крупные игроки хотят «по-крупному» взяться за приднестровский вопрос, а внутри Молдовы особое рвение действительно проявляет Влад Плахотнюк. Позитив. Им всем нужен позитив…
Читайте также:
Сложная энергетика урегулирования
Провожая 2016 год. Переговоры, которые не нужны