Несмотря на то, что третья интифада «официально» объявлена, эксперты сомневаются в ее успехе. Во-первых, она невыгодна соседним с Израилем арабским странам, т.к. несет угрозу их собственной безопасности. Во-вторых, невыгодна она и самой Палестинской администрации, поскольку дает козыри радикальным группировкам, в первую очередь ХАМАС, который давно в контрах с движением ФАТХ Махмуда Аббаса. В-третьих, это точно не нужно Саудовской Аравии, которая сближается с Израилем для совместного противостояния Ирану, и именно по этой причине ей тоже невыгодно усиление радикальных группировок вроде ХАМАС и «Хезболла».
«Но проблема в том, что резкие заявления арабских лидеров, которые не намерены ничего делать, а только говорить, подогревают улицу. И найдется немало сил, которым нечего терять, им не нужна стабильность, и они будут использовать решение Трампа как повод для беспорядков. Другое дело, насколько длительными и массовыми они будут», - рассуждает российский востоковед Марианна Беленькая на сайте Московского центра Карнеги.
Нежелание Саудовской Аравии идти на острую конфронтацию с Израилем выразилось еще и в одном интересном факте: пока в Стамбуле шел внеочередной саммит Организации исламского сотрудничества, израильский министр разведки Исраэль Кац пригласил кронпринца Мухаммеда бин Салмана в Израиль и посоветовал пригласить в Эр-Рияд премьера Биньямина Нетаньяху. При этом Кац назвал Саудовскую Аравию, а не Турцию лидером мусульманского мира, пишет на сайте «Регнума» другой российский востоковед Станислав Тарасов. Поэтому итоговая декларация ОИС была смягчена по настоянию арабских (!) стран, утверждает эксперт.
Он же неделей ранее писал, что против решения Трампа о переносе столицы в Иерусалим выступил его советник по национальной безопасности Герберт Макмастер, директор ЦРУ Майк Помпео и госсекретарь Рекс Тиллерсон. А поддержали это решение вице-президент Майк Пенс, полпред США в ООН Никки Хейли, посол США в Израиле Дэвид Фридман и, естественно, старший советник Белого дома, зять Трампа Джаред Кушнер, считающийся главным лоббистом Израиля и большим другом Нетаньяху.
Еще один востоковед, профессор Григорий Косач предсказывает усиление радикальных палестинских группировок. «На них снова посыплются многочисленные дары, пожертвования и многое другое, они обретут авторитет – как силы, которые «борются против сионистской оккупации», за возвращение мусульманских святынь, и так далее. В этом смысле это [решение Трампа], конечно, подарок палестинской стороне», - сказал эксперт в интервью Радио «Свобода».
Агентство РБК опросило ряд политологов, и все они предложили разные версии. Например, директор Центра анализа ближневосточных конфликтов при Институте США и Канады Александр Шумилин связал решение Трампа с личными мотивами и попытками переломить в свою пользу внутриполитическую ситуацию. «Это решение находится в рамках выполнения предвыборных обещаний, а также объясняется глубокими познаниями семьи Трампа в истории еврейства, - говорит Шумилин. – Кроме того, глава Соединенных Штатов рассчитывает вывести себя из-под критики в связи с «русским следом» и переключить внимание общества на проблемы Ближнего Востока и утверждения в регионе самостоятельной позиции США».
Эксперт по Ближнему Востоку Брукингского института Шибли Телхами считает, что сделанный шаг противоречит приоритетам администрации Трампа на Ближнем Востоке – борьбе с исламистами и противостоянию иранскому влиянию. «Иерусалим является идеальным поводом для Ирана и исламистских боевиков для мобилизации поддержки против Соединенных Штатов и тех, кто одобряет американскую политику», - говорит собеседник РБК.
Бывший советник Нетаньяху Бенни Брискин не сомневается, что перед принятием решения Трамп провел переговоры с Израилем и ведущими ближневосточными странами. «Израиль уже давно сотрудничает с Саудовской Аравией и ОАЭ. Мы не удивимся, если услышим от стран региона осуждения и предупреждения об опасности волнений, ни одна из этих стран не будет поддерживать провокационные действия», - уверен Брискин.
Мой армянский коллега Арег Галстян усматривает внутриполитические мотивы, а именно: «отвлечь американское и международное сообщество от результатов расследования комиссии Мюллера о связях членов переходной команды Трампа с представителями России». «…Президент принял столь противоречивое решение в тот момент, когда вся Америка обсуждает показания его бывшего советника Майкла Флинна и готовящиеся закрытые слушания в Сенате», - пишет американист на сайте журнала «Форбс».
Научный руководитель Института востоковедения РАН Виталий Наумкин указывает на целый ряд последствий, которые наступят после решения Трампа. Оно, в частности, «похоронит и без того скромные результаты, которых добился Обама на пути улучшения отношений Вашингтона с исламским и арабским миром». «Оно наносит убийственный удар по антитеррористической борьбе… Оно подрывает репутацию ООН… Нанесен удар и по международному квартету посредников по ближневосточному урегулированию [США, РФ, ООН и ЕС]… Оно подрывает позиции умеренных палестинских лидеров…», - перечисляет академик в статье на сайте Российского совета по международным делам.
Наумкин также предостерег США и Израиль от недооценки «центральности» вопроса Иерусалима для мусульман. «…Саудовский монарх носит титул «Хранителя двух святынь» (Мекки и Медины). Согласиться с потерей третьей святыни означает потерять лицо перед почти полуторамиллиардным населением исламского мира. Да и с точки зрения обеспечения прочности своего режима тоже небезопасно», - резюмирует автор.
Обозреватель газеты «Коммерсант» Максим Юсин имеет совершенно иное мнение. В большом материале он объясняет значимость Иерусалима для евреев и добавляет, что требование арабов и многих стран мира о разделе города на западную часть (столицу Израиля) и восточную часть (столицу Палестинской автономии) немыслимо и не поддается осуществлению. Понимая это, Дональд Трамп и озвучил свое решение, раз и навсегда сняв это невыполнимое требование, а значит, устранив препятствие для мирного процесса.
Наконец, израильская газета Haaretz делает масштабный вывод из всего происходящего сейчас на Ближнем Востоке. Издание выделяет пять пунктов: 1) США помогают кронпринцу Мухаммеду укрепить власть в Саудовской Аравии для усиления давления на Иран; 2) Трамп намеревается ускорить мирный палестино-израильский процесс, делая его частью израильско-саудовских отношений; 3) попытки Саудовской Аравии отстранить от должности премьер-министра Ливана и намерение кронпринца изолировать «Хезболла»; 4) убийство проиранскими силами бывшего президента Йемена, который перешел на сторону Саудовской Аравии; 5) решение Трампа по Иерусалиму. «Оно создает проблемы для Аравии и затрудняет создание ее открытого альянса с Израилем, в то время как Вашингтон предлагает новую версию сосуществования двух государств и двух народов — Израиля и Палестины», - резюмирует газета.
В общем, версий и прогнозов, как всегда, предостаточно. Ясно только одно: все мало-мальски значимые события, явления, действия и утверждения политиков на Ближнем Востоке будут постепенно встраиваться в одну общую канву – эскалация противостояния Ирана и Саудовской Аравии. Теперь можно говорить с гораздо большей уверенностью, чем раньше: военное столкновение пока еще не единственный, но всё более и более реальный сценарий развития событий…
Читайте также:
Ближневосточный узел затягивается. Часть 1 / Часть 2 / Часть 3
* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă