Длительное повествование о росте правых настроений на Старом континенте, похоже, не закончится, ибо поступают всё новые сообщения из разных стран: Германия, Австрия, Франция. Заявления, опросы, происшествия, анонсы – всё, что угодно. И теперь, наверное, уже не ставится вопрос «Что делать с этими маргиналами-популистами?». Отныне он звучит иначе: «Что должны сделать партии мейнстрима, чтобы не стать маргиналами?». Как показывает развитие событий, это отнюдь не преувеличение…
Начнем с Германии, о которой я давненько ничего не писал. Московский центр Карнеги опубликовал замечательное исследование на тему крайне правой «Альтернативы для Германии». Я выбрал оттуда самые примечательные, на мой взгляд, фрагменты, которые, по правде говоря, не нуждаются в дополнительных комментариях:
- «Альтернатива для Германии» не просто закрепилась в статусе третьей и главной оппозиционной силы в немецкой политике. По результатам некоторых опросов она теперь опережает по популярности Социал-демократическую партию и замахнулась на следующую высоту – стать общенародной партией, по-немецки Volkspartei. То есть такой, которая пользуется определенной поддержкой во всех слоях общества и в силу этого претендует на то, чтобы самой формировать кабинет министров.
- «Альтернатива» нашла избирателя, который поддерживает ее вне зависимости от внешних обстоятельств. У партии появился ядерный электорат, и это несмотря на серьезные внутренние проблемы.
- Экономическую ситуацию в Германии как хорошую или очень хорошую оценили 56% опрошенных, при этом почти столько же – 55% – признались в тревоге за будущее собственных детей, а 49% – за свою старость. Среди избирателей «Альтернативы» тех, кто «никогда хорошо не жил, не собирается и привыкать», еще больше – 67%.
- Темы, которые раскручивает «Альтернатива», – результат того, что левый поворот… оказался слишком резким. Многие немцы, очевидно, поддерживали ограничение ядерных испытаний и контроль над атомной энергетикой. Но ни разу не голосовали за мультикультурализм или легализацию однополых браков…
- Среди 5,8 млн. граждан Германии, проголосовавших в сентябре (2017) за «Альтернативу», около полутора миллионов не ходили на предыдущие парламентские выборы. Для них «Альтернатива» – это скорее не угроза демократии, а доказательство, что она, несмотря ни на что, работает.
Агентство «Регнум» тоже уделяет внимание феномену «Альтернативы» и отмечает, что, несмотря на статус новичка, движение «уже оказывает значительное влияние на политику немецкого правительства». «Христианско-социальный союз ожидают местные выборы в Баварии в октябре 2018 года, следующие несколько месяцев партии придется поработать над восстановлением своей поддержки. Между тем, левые стоят перед трагическим выбором: либо нонконформизм ценой политической неудачи, либо конформизм ценой застоя», - пишет издание.
Наконец, газета «Коммерсант» в свежей публикации сообщает о том, что фракция «Альтернативы» в Бундестаге (94 депутата из 709) потребовала пересмотра миграционной политики и обжаловала в Конституционном суде решение канцлера Ангелы Меркель открыть для беженцев границу в 2015 году без консультаций с Бундестагом. «Опросы показывают: будь выборы сегодня, «Альтернатива» уже взяла бы больше, чем в сентябре 2017-го. Именно поэтому так нервничает Христианско-социальный союз (ХСС), в вотчине которого — Баварии — в октябре 2018-го предстоят выборы в земельный парламент. АдГ вновь серьезно настроена на успех», - отмечает «Ъ».
«…Расшатывание правящей коалиции [ХДС/ХСС+СДПГ] и утрата доверия к ней — только видимая часть айсберга. То, что происходит в толще общества, где неприятие к чужакам просачивается сквозь немецкую толерантность, похоже, еще существеннее», - продолжает «Коммерсант» и рассказывает интересную историю – по сути, социально-политический скандал вокруг иммигрантов. Рекомендую прочесть об этом по приведенной ссылке.
Пока же мысленно перенесемся в соседнюю Австрию, где вполне мирно продолжает работу правительство, в состав которого входит ультраправая Партия свободы. А самый молодой в истории канцлер Себастьян Курц пользуется популярностью не только на родине, но и в Германии. Как отмечает консервативная пресса (на нее ссылается канал в Телеграмме «Great and Sovereign»), в ФРГ Курца готовы поддержать 38%, и его уже называют главным врагом Меркель, представляющим работающую альтернативу и угрозу «радикальному центризму». Курца поддерживают правые круги германских консерваторов.
Так, Курца поддержали 81% сторонников «Альтернативы для Германии» и 35% избирателей «свободных демократов», но лишь 29% сторонников ХДС/ХСС. «Кажется, Курц «слишком правый» для немецких консерваторов, но идеально подходит правым популистам и сдвинувшимся вправо либералам, тогда как цифры «консерваторов» немногим больше доли сторонников СДПГ, готовых поддержать Курца – 22%. При этом даже 13% зелёных оказались не против такого канцлера», - отмечает источник. Курц в Германии популярнее Меркель, его результат выше на 5% голосов, так что её опасения и недоверие австрийскому коллеге можно считать оправданными.
Еще одна интересная новость пришла из Франции – после поражения Марин Лё Пен на президентских выборах в 2017 году там готовится фундаментальное переформатирование правого политического ландшафта. По сведениям французской прессы, на авансцену готовится выйти Марион Марешаль Лё Пен, племянница Марин и внучка Жана-Мари Лё Пена. Интересно, что она намеренно отказалась от знаменитой фамилии и стала просто Марион Марешаль. Видимо, 28-летняя мадам не хочет ассоциироваться с тётей и дедом, готовя новую платформу и рассчитывая на более широкую поддержку консервативных кругов.
Как пишет всё тот же канал в «Телеграмме», Марион Марешаль открывает научно-академический центр – Институт социальных, экономических и политических наук в Лионе, где уже согласились преподавать видные деятели консервативного лагеря, в том числе из-за рубежа. В 2017 году Марион ушла из политики, чтобы теперь вернуться. «В Национальном фронте она была лидером самого консервативного крыла, католиков и идентаристов, всё это вместе с экономически правыми взглядами. Если Марин Ле Пен – это секулярный национализм, то Марион Марешаль – религиозный традиционализм», - отмечает источник.
«Она собирается представить себя как новое лицо, как олицетворение изменений, и намерена добиться грандиозного успеха. Объединив консерваторов, католиков и националистов, она могла бы получить достаточно мощное движение, чтобы выиграть следующие выборы президента и сдвинуть правых во Франции с мёртвой точки», - продолжает издание.
В общем, может статься, что на президентских и парламентских выборах 2022 года Франция будет выбирать между правыми и очень правыми. А в Германии еще будет много интересного вокруг «Альтернативы». Да и в Италии разговор не окончен – по последней информации, досрочные парламентские выборы могут состояться 9 сентября, и не факт, что «популисты» будут ослаблены. Впрочем, как и в странах Центральной Европы. А еще в Великобритании, где неумолимо приближается время окончательного выхода из Евросоюза…
Читайте также:
Консервация венгерского консерватизма
Консервативная революция: причины и последствия
Консервативная революция против либеральной контрреволюции
Итоги 2017 года. Центрально-европейская Фронда: Австрия в Штрахе / Славянский бунт
Призраки Австро-Венгрии. Консервативная революция в Центральной Европе. Часть 1 / Часть 2
* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă