«Пятерка» за Каспий. Часть 2

О снижении значимости каспийских углеводородов для мирового энергетического рынка говорят и западные эксперты. Например, так считает американский специалист по постсоветскому пространству, эксперт вашингтонского Центра стратегических и международных исследований Джеффри Манкофф (на него ссылается российский коллега Сергей Маркедонов).

«В зависимости от развития мировых энергетических рынков в ближайшее десятилетие или около того значение поставок каспийских энергоресурсов для Европы может пойти на убыль. Но США всё же будут поддерживать трубопроводы через Южный Кавказ как средство для обеспечения геополитического плюрализма… В зависимости от того, как будут развиваться американо-иранские отношения, Южный Кавказ также может оказаться более важным для Вашингтона в контексте попыток сдерживания влияния Ирана в регионе», - утверждает Манкофф (цитата по публикации «Спутник – Узбекистан»).

С другой стороны, Маркедонов цитирует эксперта по проблемам Центральной Азии Андрея Грозина, который видит уникальность Конвенции по статусу Каспия в том, что страны «пятерки» создали «некий гибрид, нечто среднее между морским делением, с выделением шельфа, свободной экономической зоны, рыболовной зоны».

Сам Сергей Маркедонов считает «Конституцию Каспийского моря», как назвал документ президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, примером мирного урегулирования противоречий между странами. «В условиях растущей международной неопределенности… мирное решение, достигнутое дипломатическими усилиями без ярких спецэффектов, публичных обвинений и пикировок, дорогого стоит… Каспийский компромисс показывает, что в условиях, когда доминирует прагматика, а к имеющимся противоречиям не добавляется фактор геополитической конкуренции, решение рано или поздно находится», - пишет российский политолог для «Спутника».

Вновь процитирую политолога Аркадия Дубнова, который делает акцент на проблемах региональной безопасности. Выступая в эфире Радио «Свобода», он, в частности, пояснил решение Ирана пойти на уступки в вопросе деления Каспийского моря на национальные сектора. Взамен Тегеран получил от соседней Туркмении гарантии того, что ее территория не будет использована американцами для транзита военных грузов в Афганистан и обратно. С этой целью США давят на Ашхабад, но пока безрезультатно. Однако если туркмены уступят американцам, военный транзит пройдет практически вдоль ирано-туркменской границы, и персам это не понравится, уверен эксперт.

«Поэтому здесь Иран уступил свое требование раздела Каспия на пять равных частей… в обмен на то, что он получит бонус в качестве неприсутствия американцев в этом регионе. Но он получил еще один бонус, потому что до сих пор не разделено дно Каспия, согласно этой конвенции, и Иран застолбил за собой право иметь решающее влияние на определение принципа раздела дна. Он будет торговаться за гораздо большую территорию, чем нынешние 13%, которые ему исторически отведены», - сказал Аркадий Дубнов.

Интересно посмотреть на реакцию мировой прессы. Например, польская газета «Фронда» считает подписание Конвенции большим успехом России. В частности, это проистекает из компромиссного решения по статусу Каспия как водоема – и не море, и ни озеро. «Если бы оно получило статус озера, всю акваторию можно было бы поделить между имеющими к нему выход государствами, а это бы ограничило свободу действий российского флота, - пишет польское издание. – Если бы водоем получил статус моря, на него распространялась бы конвенция ООН по морскому праву, а это невыгодно Москве, которая выступает против доступа третьих стран к Каспию». Рекомендую читателям ознакомиться с отличной инфографикой от РИА Новости – многое станет понятнее.

Турецкая газета «Habertürk», в свою очередь, сомневается в скором начале масштабных поставок углеводородов из Каспийского моря, и проект Транскаспийского газопровода «может еще на некоторое время остаться в долгом ящике». В связи с этим газета считает, что больше всего от подписания Конвенции выиграла Россия, а следом – Иран и Китай. В то же время Азербайджан, Туркмения и косвенно Турция «пока не в числе победителей». Газета имеет в виду, что Анкаре, видимо, пока не удастся стать энергетическим хабом на пути в Европу.

«Иными словами, - продолжает газета, - соглашение по Каспию можно также рассматривать как важный сигнал России, Ирана и Китая в адрес США. Потому что конвенция, с одной стороны, создаст энергетическую экосистему в регионе, с другой, она потенциально способна сблизить прикаспийские государства друг с другом с политической точки зрения».

О победе России пишет и британская газета The Guardian (цитата по «Регнуму»). «То, что подписанная Конвенция не позволяет прикаспийским странам открывать свои границы для третьих сторон, таких как США или НАТО, или разрешать какое-либо иностранное военное присутствие вообще в Каспийских водах, является «триумфом Путина», - полагает английское издание. А телеканал CNN уверен, что «каспийская» победа позволит Москве реализовать ближневосточные амбиции. В свою очередь, британская газета Daily Express назвала подписание Конвенции «своевременной сделкой», проследовавшей после обещания Трампа ввести санкции в отношении иранской энергетической отрасли.

Я склонен согласиться с экспертами в двух принципиальных вопросах. Во-первых, значимость каспийских энергетических ресурсов за последние годы действительно снизилась и продолжит снижаться в дальнейшем. Еще 15-20 лет назад, когда крупные западные компании хотели построить трубопроводы по дну Каспия, США еще не были экспортером топлива, Китай не закупал туркменский газ в больших объемах, а в Средиземном море не было найдено огромных месторождений. Мир меняется, и рынок углеводородов тоже, поэтому меняются и интересы региональных и глобальных игроков.

Во-вторых, и это исходит из первого пункта, сегодня гораздо важнее аспекты безопасности, чем энергетики. В самом деле, против Ирана восстановлены санкции США, Россия находится в очень плохих отношениях со странами Запада, «арабская весна» и разгул джихадистов на Ближнем Востоке – это и многое другое, но не только нефть и газ, определяет сейчас региональную повестку. Правы те, кто утверждает, что для России гораздо существеннее иметь свободу судоходства, в том числе военного, в Каспийском море, чем блокировать прокладку газопроводов. По той же логике действует Иран. Не знаю, насколько долговременным и надежным будет партнерство двух стран в регионе (в Сирии у них, мягко говоря, всё сложно), но возможность «запереть» крупнейший в мире закрытый водоем от третьих стран, очевидно, превыше всего…

Часть 1

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă