Нордическое спокойствие Швеции нарушено. Часть 2

Интересно, что в прессе и экспертном сообществе сложился неформальный консенсус по ряду принципиальных вопросов. Во-первых, и в России, и в Швеции, и в остальных европейских странах считают, что успех «Шведских демократов» достаточно внушителен, но это еще не показатель системных перемен, как в других странах, где евроскептики и консерваторы укрепились гораздо значительнее (Австрия, Венгрия, Польша, Италия, туда же дрейфует Германия). Во-вторых, многие наблюдатели считают главным «виновником» создавшейся ситуации миграционный кризис, но отнюдь не склонны видеть в нем единственную причину эволюции шведского общества.

Для начала обращусь к шведским источникам, которых активно цитировали в российской прессе. Так, РБК ссылается на исследование аналитического центра при министерстве финансов королевства. В материале подчеркивается, что если разделить на число граждан общую сумму, требуемую для обслуживания нужд беженцев, то каждому коренному шведу придется платить около 30 тыс. крон (8 тыс. долларов) в год на содержание приезжих.

В мае 2018 года наличие проблем с интеграцией мигрантов признал и премьер-министр, лидер социал-демократов Стефан Лёвен. Он выступил за пересмотр миграционной политики, чтобы сделать ее «устойчивой», и предложил ускорить депортацию мигрантов, не получивших статус беженцев. Его позицию поддержала и оппозиционная Умеренная коалиционная партия. «Сегодня все подвергают сомнению целесообразность режима массовой миграции и [выступают за] борьбу с преступностью, и это, конечно, играет нам на руку», - заявил, в свою очередь, лидер «Шведских демократов» Йимми Окессон.

В связи с этим аналитик Европейского совета по международным отношениям (ECFR) Павел Зерка полагает, что «ШД» поставили оппонентов в позицию защищающихся. «Находящиеся у власти «Социальные демократы», несмотря на успехи страны в экономической сфере, подходят к этим выборам с опущенной головой, как если бы они соглашались с тезисом, что страна пребывает в упадке», - написал Зерка в статье на сайте ECFR, на которую ссылается РБК.

В свою очередь, профессор политических наук в Университете Гетеборга Патрик Оберг полагает, что власти слишком долго игнорировали проблему иммиграции, и нынешнее усиление позиций Окессона – наказание за проявленную ими беспечность. «Они [власти] говорили, что иммиграция не проблема, а те, кто считает ее таковой, - расисты, - сказал он в интервью Euronews. – Однако теперь все вдруг начали говорить: «Ой, действительно, мы были неправы».

Оберг предвидит конец модели социальной демократии, считая, что ее «бастион» в Швеции разрушается. В связи с этим «Независимая газета» отмечает, что шведские правые предлагают провести референдум о выходе из ЕС и выступают против вступления Швеции в НАТО. В ходе теледебатов Йимми Окессон подверг критике политику Брюсселя и заявил, что «Шведские демократы» хотят «сотрудничества в Европе по торговле», но отвергают ЕС, в котором «политики и бюрократы других государств-членов принимают решение о законотворчестве (в Швеции)».

Шведский эксперт Кристиан Крелль в статье на немецком русскоязычном сайте «Международная политика и общество» отмечает, что размывание эталонной шведской модели социализма началось еще в 90х годах. «Существенно выросло напряжение в обществе. Разница в продолжительности жизни между самой бедной и самой богатой частью населения составляет в Стокгольме 16 лет. …Многие ощущают трудности в доступе к системе здравоохранения, инфраструктура в сельской местности становится все более острой проблемой. Атмосфера раскола и неуверенности создает благодатную почву для правого популизма с его простыми ответами», - поясняет автор.

Господин Крелль, сам будучи социал-демократом, предлагает своему формированию сделать ряд выводов из создавшейся ситуации. Во-первых, считает эксперт, заимствование позиций правых популистов ничего не дает, оно лишь усиливает их влияние. Во-вторых, недостаточно просто отмежеваться от правых популистов, называя их фашистами, т.к. у них из-за этого появляется возможность предстать в глазах общественности в качестве жертвы. В-третьих, не нужно зацикливаться только на теме миграции, а следует предлагать решение таких классических социал-демократических вопросов, как труд, образование, социальная защита, а также повышенное внимание к институту семьи.

В свою очередь, независимая шведская журналистка Анна Лундберг отмечает, что «никогда прежде парламентские выборы в Швеции не сопровождались таким эмоциональным накалом, непредсказуемостью и не завершались настолько равномерными результатами» (значит, всё-таки заголовок моей публикации оправдывает себя!). Помимо прочего, она считает, что правительство Швеции оказалось не готово к интеграции и адаптации мигрантов. На страницах «Независимой газеты» она задается вопросом и не находит ответа: что пошло не так в стране, которой во всем мире восхищались за ее уровень благосостояния, низкую безработицу и социальную систему?

Косвенный ответ на этот вопрос дает профессор политологии Лундского университета Андерс Саннерстедт. В интервью «Коммерсанту» он ссылается на прошлогоднее исследование, показавшее, что шведские обыватели ставят на первое место миграцию, а здравоохранение – на второе место. «Традиционно на шведских выборах преобладает обсуждение экономической политики, безработицы, налогов, благосостояния, заботы о пожилых людях, образования в школах. Однако сейчас на фоне роста числа криминальных группировок в больших городах этот список пополнили также темы преступности и правопорядка», - пояснил эксперт «Ъ».

Наконец, британская либеральная газета The Guardian пишет, что успехи «Шведских демократов» нарушают «стабильный европейский порядок». Как отмечает издание, «процветающая либеральная толерантная Швеция входит в незнакомые воды перед лицом популистского сопротивления, которое становится реальной политической силой». Оно напоминает, что партия была основана группой «неофашистских экстремистов», пишет «Газета».

На данный момент нет информации о завершении переговоров между партиями на предмет формирования парламентских комиссий и состава правительства Швеции. Я осторожно предположу, что переговоры будут непростыми, но предсказывать итог не берусь, ибо как широкая коалиция, так и альянс правоцентристов со «Шведскими демократами» - это достаточно рискованные сценарии.

А вместо традиционного собственного вывода я снова процитирую статью журналистки Анны Лундберг в «Независимой газете». Она считает итоги выборов триумфом «ШД». «Теперь ясно, что рост влияния правых – не исключение, а тектонический сдвиг в европейской политике, который, скорее всего, будет продолжен в других странах Евросоюза», - уверена автор. Что ж, «консервативная революция» уверенно расширяет географию…

Часть 1

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă