Внутренние проблемы Франции стали внешними. Часть 1

Конец 2018 года выдался весьма непростым для французского президента Эмманюэля Макрона, и тогда же стало ясно, что проблемы не останутся в ушедшем году. Внезапно вспыхнувшие социальные протесты движения «желтых жилетов» быстро перетекли в политические манифестации.

С учетом без того сложной обстановки в Европе (Брексит, мигранты, усиление консервативных движений, разногласия между ЕС и США и между самими европейскими партнерами) протесты на улицах Парижа и других французских городов получили широкий резонанс в масштабе всей Европы. Это тем более актуально, если вспомнить о предстоящих 23-26 мая выборах в Европейский парламент. Кроме того, феномен «желтых жилетов» совершенно неожиданно ударил по франко-итальянским отношениям.

Для начала вкратце напомню читателям, как и почему всё началось. Первые массовые протесты прошли 17 ноября в знак протеста против намерения правительства повысить налоги на топливо. С того дня по субботам в Париж стекались сначала тысячи, а потом и десятки тысяч недовольных людей – кстати, вопреки спекуляциям в прессе, в основной массе это были отнюдь не «понаехавшие», а вполне «традиционные» белые французы.

Акции проходили в разных городах, но эпицентром стали Елисейские поля и Триумфальная арка, один из символов Франции. Этот величественный монумент подвергся вандализму, что уже никак не вписывается в идею мирного социального протеста. Были сожжены десятки машин, разбиты витрины магазинов, что нанесло огромный ущерб туристической отрасли. Полиция действовала жестко: дубинки, слезоточивый газ, резиновые пули, водометы, несмотря на низкие температуры, - всё напрасно, протесты было не остановить.

Власти пошли навстречу протестующим и отложили на полгода повышение налогов на топливо и заморозили тарифы на газ и электроэнергию. Кроме того, Эмманюэль Макрон заявил о повышении с января 2019 года минимального размера оплаты труда на 100 евро и об отказе от повышения налогов для пенсионеров, чей доход составляет менее 2000 евро в месяц. Наконец, было решено отменить налог на сверхурочные и на «тринадцатую зарплату», то есть новогоднюю премию.

Как пишет российская газета The New Times, госсекретарь Франции Оливье Дюссо, который курирует бюджетную политику правительства, заявил, что эти меры обойдутся казне в 8-10 млрд. евро. «У нас есть культура равенства. Это фундаментальная ценность, унаследованная от Французской революции, но передаваемая из поколения в поколение. «Желтые жилеты» очень злы, потому что они видят, что неравенство в стране растет», - сказала в интервью газете Philadelphia Inquirer редактор влиятельнейшего французского издания Le Monde Сильвия Кауфманн. В свою очередь, бравшая это интервью Труди Рубин пишет: «Желтые жилеты» предупреждают нас о риске, когда экономическое неравенство становится настолько огромным, что те, кто находится на нижнем уровне, больше не могут терпеть унижения».

Radio France Internationale отмечает, что кризисом воспользовались противники Макрона: на крайне правом фланге Марин Лё Пен, а на крайне левом – Жан-Люк Меланшон, лидер партии «Непокоренная Франция». Но если госпожа Лё Пен воздерживается от публичных выступлений, собираясь с силами перед выборами в Европарламент, то господин Меланшон, как говорится, расчехлил орудия, жестко критикуя власть. В то же время опросы показывают, что крайне правое «Национальное объединение» поддерживают 20% респондентов, а «Непокоренную Францию» - лишь 10%. Это к вопросу о кризисе левых идей в Европе.

Выше я написал, на какие уступки пошел Макрон протестующим, однако это не остановило их. Скорее даже наоборот – придало сил. «Этот бунт может превратиться в революцию, если власти не будут слушать протестующих», - писала еще в декабре газета Le Monde, цитируя лозунги манифестантов. Издание отмечает, что протесты после Нового года вспыхнули с новой силой, поскольку, во-первых, полиция ненадолго задержала одного из лидеров «жилетов», а во-вторых, им не понравилось, что Макрон в новогоднем обращении назвал их «толпой, полной ненависти». «Недовольство перерастет в ненависть, если Вы со своего пьедестала будете смотреть на народ, как на сброд», - заочно ответили манифестанты Елисейскому дворцу.

Процитирую очень жесткий материал французского издания Atlantico, которое не оставило камня на камне от Макрона. «С высоты своего Капитолия президент [Франции] принял такое решение: «ничтожества ничего не поняли». Хотя в том, что касается понимания и умения видеть действительность, ошибается на самом деле французское руководство. Когда «желтые жилеты» говорят о налогах, покупательной способности и будущем, шеволежеры [легкая кавалерия] президентского большинства отвечают им рассуждениями об экологии и рентабельности», - писало издание еще в декабре, в разгар протестов. В публикации красной нитью проходит мысль о том, что команда Макрона отвечает на протесты презрением.

«Макрон допустил семантическую ошибку: ему противостоят не те, кто ничего собой не представляет, а те, у кого ничего нет. «Желтые жилеты» - это в первую очередь французы, которым больше нечего терять из-за невыносимо тяжкого налогового бремени», - резюмирует Atlantico.

Продолжение следует

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă