Внутренние проблемы Франции стали внешними. Часть 4

Что самое интересное, буквально сразу после отзыва французского посла из Рима итальянское правительство в лице Маттео Сальвини и французские власти в лице пресс-секретаря Матиньонского дворца Бенджамена Гриво попытались дать задний ход. Так, синьор Сальвини заявил, что не хочет ни с кем ссориться и готов прибыть в Париж на переговоры с президентом Макроном. А мсье Гриво сказал, что отзыв посла – это временный шаг и «всего лишь сигнал другой стороне».

На словах всё так, но дела с ними расходятся. Российский политолог Александр Ивахник указывает, что Италия выдвинула Франции три условия для «перезагрузки» отношений. Первое условие – перестать отсылать мигрантов обратно в Италию. Второе – отказаться от продолжительных проверок на границе (и это в Шенгенской зоне!). Третье условие – выдать Италии 14 левацких боевиков, которые с 70-80х годов укрываются от правосудия во Франции.

К этому списку, я напомню, итальянцы добавляют упреки в адрес французов по поводу дестабилизации и продолжающегося хаоса в Ливии. Между тем, как сообщает Radio France Internationale со ссылкой на источник агентства France Presse во французских дипломатических кругах, обвинения со стороны Рима беспочвенны и ошибочны: «Франция в полной мере участвует в стабилизационном процессе в Ливии, борется с терроризмом и сдерживает поток мигрантов из этой страны». По мнению источника, Маттео Сальвини выступил исключительно для того, чтобы не позволить Луиджи Ди Майо оказаться в центре внимания (о трениях в итальянском правящем тандеме мы говорим в другой публикации).

Французское радио напоминает, что франко-итальянские отношения не заладились с самого прихода «популистского» правительства в Риме весной 2018 года. Сразу же был отменен традиционный саммит двух стран. Итальянцы не отдали несколько полотен Леонардо да Винчи для показа на выставке во Франции. Кстати, в Италии до сих пор не могут простить французам, что «Мона Лиза» осталась в Лувре, а еще время от времени припоминают разграбление культурных ценностей Наполеоном во время войн в Северной Италии в последние годы 18-го века. В свою очередь, французы не могут забыть «страшное» оскорбление со стороны Маттео Сальвини, который поехал в Москву на финал Чемпионата мира по футболу, чтобы поддержать сборную Хорватии против французов.

Московский центр Карнеги перечисляет другие противоречия. Например, многострадальная скоростная железная дорога между Турином и Лионом через Альпы – жители итальянских областей выступают категорически «против» из соображений экологии, а правительство в Риме не особо стремится к реализации проекта. Цитируемое издание отмечает, что и для президента Франции, и для итальянского тандема нынешний конфликт – отличная возможность для повышения рейтинга.

«Придя к власти в одной из крупнейших стран ЕС, итальянские популисты не прочь возглавить борьбу всех антисистемных сил Европы против элит. Именно в этом качестве они обращаются не только к итальянцам, но и к французам, подчеркивая, что они поддерживают французский народ в его противостоянии с властями», - говорится в публикации.

Американское агентство Bloomberg, в свою очередь, отмечает, что для Макрона конфликт с Италией не представляет серьезного риска на международной арене – даже наоборот, он зарабатывает политический капитал в преддверии выборов в Европейский Союз. «…Макрон попытается использовать этот инцидент для перехватывания инициативы в домашних делах, пока рейтинг «желтых жилетов» достаточно высок, французская экономика замедлилась, а партия Марин Лё Пен лидирует в опросах перед выборами в Европейский парламент», - пишет агентство.

Между тем, сама Марин Лё Пен назвала «дипломатической ошибкой» решение Франции отозвать посла для проведения консультаций. «Это свидетельствует о том, что Макрон является не точкой равновесия в Европе, а источником напряженности и незрелости», - цитирует «Фонтанка» французского политика. Мадам Лё Пен считает, что «это решение противоречит интересам двух стран».

Интересно мнение вице-председателя Европарламента, члена «Движение пяти звезд» Фабио Массимо Кастальдо. В интервью газете «Известия» он выражает недоумение в связи с конфликтом вокруг «желтых жилетов». «Не совсем понятно, почему Эмманюэль Макрон, который в Италии поддерживает оппозиционную Демократическую партию и даже подписывает «манифесты» с Маттео Ренци, не допускает общения итальянского руководства с французской оппозицией», - сказал политик.

А глава комитета французского сената по европейским делам Жан Бизе считает, что Италия использует этот конфликт, чтобы отвлечь внимание граждан от экономической рецессии – по данным Банка Италии, во второй половине 2018 года экономика страны демонстрирует снижение ВВП. «Движение пяти звезд» - это популистское движение, - сказал «Известиям» господин Бизе. – За время своего правления они не выполнили ни одного предвыборного обещания. И сейчас в связи с бюджетными проблемами и накануне европейских выборов они пытаются отвлечь внимание избирателей от собственных неуспехов».

Издание «Вести – Экономика» считает, что снижению напряженности в двусторонних отношениях может способствовать смена идеологии правительства в одной из двух стран. Или же «ЕС сможет предложить то, что ищет правительство Италии: большую гибкость в сфере экономической политики и большую эффективность в вопросах иммиграции». «Ни то, ни другое невозможно в ближайшее время», - считает издание.

В заключение мне остается только сослаться на данные свежего опроса во Франции, который сообщает о продолжении роста рейтинга Макрона и столь же постепенном снижении популярности «желтых жилетов». Послужит ли это основанием для «жилетов» повысить ставки за счет демонстративной солидарности с итальянскими «популистами»? А что предпочтут в Риме: попытаться улучшить отношения с Парижем или же набирать очки в этом конфликте ради хороших результатов в Европейском парламенте? Ну, кто бы мог подумать…

Часть 1

Часть 2

Часть 3

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă