Трамп и нефть. Часть 1

Новый виток противостояния между США и Ираном неизбежно вернул в топы проблему доступа иранской нефти на мировой рынок и, как следствие, развитие ситуации на рынке в целом. Если вспомнить о принципиальной борьбе Дональда Трампа с международным картелем ОПЕК, нефтяная проблема снова становится многосторонней и оттого весьма запутанной.

В апреле американский лидер выразил уверенность в том, что Саудовская Аравия и другие страны ОПЕК смогут «с лихвой» компенсировать дефицит иранской нефти, которая уйдет с рынка из-за американских санкций. Дело в том, что Вашингтон объявил об истечении срока исключений для восьми стран (Китай, Южная Корея, Япония, Тайвань, Индия, Турция, Греция, Италия), которым в ноябре дали дополнительные полгода на приобретение иранской нефти, доля которой в импорте этих стран весьма значительна.

Как сообщает издание «Финансы» со ссылкой на агентство Bloomberg, по данным на март крупнейшим покупателем иранской нефти оставался Китай, который импортировал почти две трети всех объемов, или 613 тыс. баррелей в сутки. Еще 258 тыс. баррелей в день закупала Индия, 180 тыс. – Япония, 97 тыс. – Турция.

Между тем, заменить иранское топливо готовы Саудовская Аравия и Арабские Эмираты, а также сами Соединенные Штаты, которые на апрель 2019 года продолжали удерживать лидерство в мировой добыче с показателем 12 млн. баррелей в сутки. По прогнозу Минэнерго США, к 2020 году будет достигнута отметка в 13 млн. баррелей.

Управляющий директор Petromatrix Оливье Жакоб считает, что отсутствие послаблений усложнит для ОПЕК соблюдение режима сокращения поставок и с большой вероятностью приведет к развалу соглашения ОПЕК+, участники которого «физически и политически реагируют на США»: физически – рост американской сланцевой нефти, а политически – на внешнюю политику.

Тем временем, пишут «Финансы», себестоимость добычи одного барреля сланцевой нефти упала ниже 40 долларов, делая ее производство в США очень рентабельным. Однако Саудовской Аравии нужна нефть не ниже 80 долларов, чтобы держать баланс государственного бюджета, который обременен громадной программой структурной и социальной реформы, что обойдется в 425 млрд. долларов за 12 лет. Сейчас котировки «черного золота» на мировых биржах превысили 72 доллара.

То же издание пишет, что саудиты намерены добиваться сохранения цены именно на уровне ниже 80 долларов. По данным газеты The Wall Street Journal со ссылкой на источники в ОПЕК, этот уровень «является неформальной целью сделки по сокращению добычи, которую картель перезаключил с Россией в декабре». Однако по причине быстрого роста добычи американской нефти картелю придется сделать сделку «ОПЕК+» бессрочной, если эти страны хотят удержать цены на нужном им уровне.

Сообщается также, что к 2020 году ОПЕК будет добывать еще на 300 тыс. баррелей меньше, чем сейчас, то есть 30,5 млн. в день, но и в таком случае на рынке сохранится избыток предложения. Поэтому, чтобы сбалансировать спрос и поставки, картелю нужно в ближайшие два года опустить добычу ниже 30 млн. баррелей в сутки, уточняет источник.

Издание «Вести – Экономика» напоминает, что майские котировки все-таки ниже, чем в конце апреля, когда доходило до 75-77 долларов за «бочку». С другой стороны, Саудовская Аравия в мае, возможно, нарастит объемы добычи для замещения нефтяных поставок из кризисной Венесуэлы и страдающего от санкций Ирана.

И как раз по этому пункту выявляется противоречие: из Эр-Рияда поступают новые сигналы о намерении не просто нарастить объем поставок нефти на мировой рынок, но и добиться снижения цен. Под давлением Трампа добыча в королевстве увеличена уже в мае: с 9,8 млн. баррелей до примерно 10 млн. баррелей в сутки. Правда, делается оговорка: первоначально «лишняя» нефть пойдет на внутренние нужды, но не позже июля – на мировой рынок. «Если клиенты запросят больше нефти, саудиты нарастят добычу», - говорит источник в Аравии.

Как сообщают «Финансы», есть противоречивый сигнал и по другому важному вопросу: будет или не будет Аравия продлевать участие в пролоббированной ею же сделке «ОПЕК+»? Сделка истекает в июне, и, по словам вице-президента Foreign Reports Мэтью Рида, продления не случится: «Решение по антииранским санкциям покончит со сделкой ОПЕК. Они не могут одновременно удерживать 1,2 млн. баррелей (своей добычи) и заменять иранскую нефть на 1 млн.».

С другой стороны, по сделке бьет то обстоятельство, что Россия, другой ключевой участник, вместо ограничения экспорта в апреле увеличила его до 2-летнего максимума в 5,7 млн. баррелей в сутки, говорит главный аналитик ESAI Эндрю Рид.

Продолжение следует

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă