«Мы хотим сделать так, чтобы олигархи больше не имели такого веса в этих процессах», — сказал на этой неделе министр юстиции Серджиу Литвиненко, анонсировавший в начале декабря «акт Магнитского», призванный привести в действие санкции, которые ввели США и Великобритания.
Молдавскую версию «акта Магнитского» можно считать первой попыткой на пути к «деолигархизации». Сам министр сказал, что на этом власти не остановятся и «могут пойти по пути Украины», которая создала для борьбы с олигархией отдельный закон.
Europa Liberă пообщалась с украинским политологом Николаем Давыдюком, чтобы понять, как работает украинский закон о деолигархизации, работает ли он, и чем могла бы вдохновиться Молдова.
Читай также «Исключить олигархов из процесса принятия решений». Литвиненко и Драгалин рассказали об обязательствах Молдовы на пути евроинтеграции«Нет главного „ингредиента“ — реестра олигархов»
Закон о деолигархизации в Украине президент Зеленский подписал в ноябре 2021 года. По мнению эксперта, в Украине на деолигархизацию общество смотрело одинаково: «Все понимали, что олигархи влияют на политику, что тратят на это миллионы и вытягивают из бюджета миллиарды».
«Люди просто хотели справедливости: чтобы закон работал для всех одинаково», — рассказывает Давыдюк.
Однако до сих пор закон полностью не вступил в силу. По мнению политолога, есть нормы закона, которые не заработали «то ли из-за политических моментов, то ли из-за войны. Кроме того, все еще нет главного «ингредиента» — реестра олигархов.
Читай также Два молдавских олигарха попали в санкционный список Великобритании. Шор: «Это смешно»Кто такие олигархи?
Согласно закону, олигархами в Украине считают тех, кто отвечает по меньшей мере, трем из четырех критериев:
- участвует в политической жизни;
- оказывает значительное влияние на средства массовой информации;
- является конечным бенефициарным собственником предприятия, который имеет монопольное положение на рынке и в течение одного года поддерживает или усиливает это положение;
- имеет активы более чем на один миллион прожиточных минимумов, установленных для трудоспособных лиц (чуть более 83 миллионов долларов).
Проверять, кто соответствует этим критериям будет орган во главе с президентом Укрианы, Совет национальной безопасности.
Олигархам будет запрещено финансировать политические партии или участвовать в приватизации. Высшие должностные лица, включая президента, премьер-министра и главу центрального банка, должны будут заявить о своих сделках с ними.
Перед принятием закона в парламенте, депутаты от оппозиции возмутились этим решением. Его противники говорят, что опасаются, что это будет применяться выборочно, чтобы сконцентрировать больше власти в руках президента.
Незадолго до этого, неизвестные совершили покушение на высокопоставленного помощника Зеленского. В его Офисе это назвали «реакцией на закон», а сам Зеленский признал, что «многим политикам он не нравится, потому что они хотят жить по-прежнему, работая на олигархов».
Война сделала больше для борьбы с олигархатом?
Политолог рассказывает, что с началом военного вторжения России в Украину, число олигархов в стране уменьшилось. Многие бежали заграницу за несколько недель до начала войны.
«Хотя война привнесла свою „помощь“ в борьбе с олигархами, и многие из пророссийских и украинских олигархов просто бежали, в обществе понимают, что этот закон важен и все еще необходим. В украинском обществе закон проговорили так, что легче будет довести его до конца, нежели отменить или отказаться от него. Это приведет к тому, что за весь политический негатив в адрес олигархов должен будет ответить президент», — объясняет Давыдюк.
Кроме закона об олигархах, объясняет политолог, нужны еще и справедливые суды, которые не позволят олигархам опротестовывать эти решения: «Закон должен быть четко прописан и сам исполнять решения, а не полагаться на суды».
Читай также «Игорь, передай Плахотнюку, что я приглашаю». Как в материалах дела Додона появился ПутинЧем уже вдохновилась Молдова?
Хотя речь не идет об отдельном антиолигархическом законе, молдавские власти уже перенимают украинский опыт в борьбе с медиа активами олигархов. Такое положение предусматривает проект «акта Магнитского», который хотят принять в парламенте до конца этого года.
Если в Украине закон об олигархах привел к тому, что медиа активы олигарха Рината Ахметова передали в собственность государства, в Молдове проект закона говорит, что Совет по аудиовизуалу может отбирать лицензии телеканалов, которые принадлежат или аффилированы лицам, попавшим под санкции. А если телеканал будет продвигать имидж лица, попавшего под санкции, Совет обяжут отобрать у него лицензию на вещание.
Зачем нужна деолигархизация?
Летом этого года Молдова и Украина получили статус стран-кандидатов на вступление в ЕС, а Грузия для этого должна выполнить серию условий. Все три страны, перед началом переговоров по вступлению, должны доказать «приверженность государства на пути к деолигархизации», что предполагает устранение чрезмерного влияния корыстных интересов на экономическую, политическую и общественную жизнь.
Украина приняла такой закон в ноябре 2021 года, а парламент Грузии — в ноябре этого года. В Молдове намерены до конца этого года.