Деньги в коробках и пакетах. Директор социальных магазинов дал показания в суде по делу Таубер

Депутата Марину Таубер

Администратор социальных магазинов Виталий Кушнир дал свидетельские показания по делу депутата Марины Таубер. Он рассказал о знакомстве с Иланом Шором, внутренней системе связи членов партии и как его задержали с коробками, в которых было 2,3 млн леев.

На заседании суда Буюкан 8 октября, Кушнир сообщил, что знаком с Шором примерно с 1996 года. В 2020 году он летал к Шору в Израиль. «Был день рождения Илана. Меня пригласили», – пояснил он. Мужчина не смог вспомнить, когда и при каких обстоятельства познакомился с Мариной Таубер, отметив, что скорее всего это произошло в офисе партии «Шор», где он часто бывал.

Свидетель рассказал, что являлся членом партии «Шор» с момента ее основания. (В 2024 году партию ликвидировали по решению Конституционного суда). С 2017 года Кушнир был администратором и директором SRL «Magazine Sociale». Социальные магазины открыли по инициативе Шора. Бывшую партию «Шор» неоднократно критиковали за то, что она использовала эти магазины с заниженными ценами, чтобы влиять на избирателей.

Кушнир рассказал в суде, что помогал распространять через магазины агитационные материалы партии «Шор». Свидетель сообщил, что однажды его попросили помочь распределить по стране зарплаты для членов партии, объяснив это тем, что банковский счет политформирования закрыли. Кушнир утверждает, что отказался это сделать.

В начале весны 2023 года с ним связался некий «Виктор», при помощи специального приложения BRIA, которое использовали для связи члены партии «Шор». Кушнир подчеркнул, что не уточнял его фамилию. «Виктор» попросил помочь с распределением коробок и пакетов по районам страны. По словам мужчины, эти предметы ему передали двое незнакомых людей, с которыми он встретился на Ботанике. Также они вручили ему список с именами и контактами людей, которыми надо было передать посылки.

От обвиняемого до свидетеля

Кушнир рассказал, что распределил коробки и пакеты между своими сотрудниками, которые должны были доставить их по месту назначения. «9 марта 2023 меня задержали с сумками, коробками и разными пакетами, в которых были деньги», – рассказал свидетель. Он утверждает, что ни он, ни его помощники, не знали о том, что в коробках были деньги до тех пор, пока их не открыли правоохранители. Ранее Антикоррупционная прокуратура сообщила Europa Liberă, что во время задержания у Кушнира изъяли эквивалент 2,3 млн леев.

Свидетель заявил, что кроме этого случая не имел никакого отношения к распределению денег. Он сказал, что его услуги не оплачивали и признался, что сам регулярно перечислял деньги партии, например, в 2023 году, пожертвовал 40 тыс. леев на избирательную кампанию башкана Гагаузии Евгении Гуцул.

Также он подчеркнул, что сама Таубер никаких сумок ему не передавала.

Изначально выступление свидетеля оказалось под вопросом. Адвокат Серджиу Морару, который представляет интересы Марины Таубер, заявил, что Виталий Кушнир не может давать показания, потому что раньше проходил обвиняемым по тому же делу. Прокурор Татьяна Надулишняк ответила, что Кушнира вывели из-под уголовного преследования, признав его действия правонарушением, а не уголовным преступлением. (Из ответа Антикоррупционной прокуратуры Europa Liberă следует, что, прежде чем стать свидетелем, Кушнир провел под арестом два месяца).

Cудья Ольга Беженарь разрешила свидетелю выступить, отметив, что оценит его показания, когда будет выносить решение по делу.

Все заседание, пока Кушнир давал показания, рядом с ним стоял его адвокат Аурел Коленко, который иногда подсказывал ему шепотом ответы на вопросы. Этот же адвокат ранее представлял Илана Шора по делу о краже миллиарда и партию «Шор» в Конституционном суде, а также входил в группу защитников Марины Таубер по этому же делу.

Таубер обвиняют в том, что в 2021 году, будучи кандидатом на пост мэра Бельц, она приняла 9,7 млн леев от преступной группы Илана Шора. В финансовом отчете партии депутат указала, что получила 750 тыс. леев на предвыборную кампанию от 104 человек, которые на самом деле этих денег не давали.

Также ее обвиняют в том, что, будучи вице-председателем партии, она позволила чтобы формирование получило от группы Шора 195 млн леев. Депутат вину не признает и называет его сфабрикованным.