Свободная Европа: С помощью внешних партнеров Демпартия пытается заручиться обещанием своих оппонентов вступить после выборов в состав правящей коалиции – чтобы обеспечить будущей власти проевропейские цвета. Но ответ на это – твердое «нет». Есть у Демпартии шансы добиться благосклонности оппозиции?
Игорь Боцан: Демпартия уже давно, еще с 2016 года, пытается привлечь на свою сторону проевропейскую, антиолигархическую оппозицию, но пока безуспешно. Поэтому она попыталась и через европейские партийные каналы убедить партнеров из Евросоюза как-то повлиять на эту оппозицию, настроить ее на диалог после парламентских выборов, которые пройдут в декабре 2018 года.
Свободная Европа: Ответ, тем не менее, оставил калитку приоткрытой – или даже оставил мостик, если не мост... Оппозиция заявила, что в случае принятия определенных мер, которые обеспечат проведение демократических выборов, она готова к переговорам. Или же нет?
Игорь Боцан: Антиолигархическая оппозиция старается избавиться от образа непримиримого политического противника и пытается действовать более интеллигентно. Большая проблема Демпартии состоит в том, что она не пользуется доверием даже партнеров по развитию, не говоря уж о местных противниках. Свидетельством может послужить отчет о ходе выполнения Соглашения об ассоциации, представленный Евросоюзом в марте с.г., где ясно показано, что Республика Молдова является должником, вернее, то, что молдавская власть не выполнила условий по законодательству о выборах, финансированию партий, свободе прессы, демонополизации рекламного рынка. И это несмотря на то, что обсуждение вопросов идет уже более двух лет, а прогресса все нет.
Свободная Европа: Демократы полагают, что у них в руках козырной туз – угроза оказаться во власти Кремля. Они пытались педалировать это на муниципальных выборах, и тем более будут это делать на парламентских…
Игорь Боцан: Во-первых, Демпартии мало кто верит, ведь то, что произошло с Сильвией Раду, происходит и в Гагаузии с теми, кто поддерживает Демпартию. Я имею в виду «Новую Гагаузию» г-на Дудогло. Движение очень дружило с Демпартией, которая накануне выборов отходит в сторону, словно бы отмежевываясь от своего партнера. Это говорит о том, что Демпартия прекрасно понимает, что любая дружба с ней бросает тень на ее друзей.
Тариф на газ в Молдове был в четыре раза выше, чем в России, но аргументы Воронина Москва не пожелала услышать
Что же касается Партии социалистов, то подобной угрозы, по сути, и нет, потому что Демпартия приняла все меры к тому, чтобы Партия социалистов, даже если она и выиграет парламентские выборы, абсолютно ничего не смогла сделать. Именно с этим прицелом обновлено руководство Конституционного суда, руководство Высшего совета магистратуры и руководство Высшей судебной палаты. Поэтому любые инициативы Партии социалистов по пересмотру Конституции, по смене вектора развития Республики Молдова будут успешно заблокированы этими структурами, к которым можно добавить и центр по борьбе с коррупцией, и многие другие важнейшие институты.
Свободная Европа: Но до появления этих инициатив необходимо энное количество мандатов в парламенте, и надо создать большинство – и тут уж только и остается, что считать, сколько яиц в корзине?
Игорь Боцан: Совершенно верно. Тем более, что в Республике Молдова такой опыт уже имеется, когда Партия социалистов устами Додона предостерегала: «Европейцы, смотрите, не вмешивайтесь в политические игры в Молдове». Все смеялись, вспоминая о том, как в 2012 году Додон вместе с Зинаидой Гречаной ездили в Москву, затем в Брюссель, после чего, вернувшись в Республику Молдова, успешно проголосовали за Николае Тимофти, кандидатуру которого предложил Альянс за европейскую интеграцию.
Так же все прекрасно видят и понимают, насколько плодотворно сотрудничает г-н Додон с нынешней властью: его, якобы, отстраняют от должности на две-три минуты, когда возникает необходимость подписать какой-то важный документ или поменять избирательную систему. Так что вся история с тандемом или, как его еще называют, биномом – он действительно существует, и можно не сомневаться, что будет существовать и впредь.
А Демпартия пытается вести свою игру, надеясь подобными призывами и заявлениями восстановить доверие к себе как к партии проевропейской ориентации.
Свободная Европа: Иными словами, вы считаете, что формальный альянс между демократами и социалистами не поменяет европейский курс Республики Молдова?
Игорь Боцан: Лично я в этом убежден. Мы видели, что г-н Додон поменял свой месседж и заговорил о хороших отношениях и с Евросоюзом, и с Российской Федерацией. Готов поддержать положения Соглашения об ассоциации, согласен ограничиться ревизией приложений к этому документу, касательно свободной торговли с Евросоюзом. Так что ко всем этим моментам г-н Додон давно присматривается и приценивается, чтобы, когда настанет подходящий момент…
Игорь Додон – игрок, и довольно ловкий, с моей точки зрения, но с присущими ему слабостями
Свободная Европа: Значит, он следует по пути своего наставника, г-на Воронина?
Игорь Боцан: Нет, Воронин, когда в ноябре 2002 года подписал указ о европейской интеграции, обсудил с Владимиром Путиным приднестровский вопрос, а также тариф на российский газ, который в Молдове был в четыре раза выше, чем в России. Эти аргументы г-на Воронина Москва не пожелала услышать, и поэтому Воронин кардинально изменил стратегию – тем более, что и Евросоюз развернул стратегию партнерства с ближайшими соседями.
Свободная Европа: Значит, и Додону придется встретиться с Путиным и высказать ему какие-то претензии и упреки?
Игорь Боцан: Уже! Г-н Додон уже делает это! Помните, о чем шла речь здесь, в Кишиневе, с г-ном Лукашенко? Месседж был более чем ясным. У Республики Молдова свой путь, и Молдова, если она выбрала европейский курс, должна придерживаться его и впредь, но при этом выстраивая хорошие отношения с Россией.
Более того, Додон в ходе своего визита в Минск призвал белорусских бизнесменов инвестировать в Республику Молдова и воспользоваться свободным доступом на рынок ЕС, который предоставил нашей стране Европейский союз.
Любая заявленная дружба с Демпартией токсична
Следовательно, Игорь Додон – игрок, и довольно ловкий, с моей точки зрения, но с присущими ему слабостями. Кроме того, следует отметить полную гармонию, которая сложилась в этом году 9 мая, когда демократы и социалисты показали себя практически как братья-близнецы на праздничных мероприятиях по случаю Дня Европы и Дня Победы.
Свободная Европа: К ним присоединился и г-н Шор…
Игорь Боцан: Да, это все богатые партии, если можно так выразиться, которые надеются с помощью денег снискать симпатии граждан. Никакого особого разлома между ними нет. Глава демократов г-н Плахотнюк является одним из лидеров Социнтерна, курирует пространство СНГ, а г-н Додон является неформальным лидером молдавских социалистов, которые пользуются максимальным доверием здесь, в Республике Молдова.
Свободная Европа: Вернемся к вопросу, с которого мы начали сегодняшнюю беседу: почему антиолигархическая оппозиция не допускает хотя бы возможности альянса – чтобы вывести демократов из тандема или из трехсторонней социал-демократической формулы? Ведь к не совсем «чистым» альянсам Молдове не привыкать. Либералам пришлось поджать хвосты и сесть за стол переговоров с демократами Мариана Лупу, который, как всем нам известно, тогда был амбивалентным – говорил, что с одинаковым успехом может заключить союз и с Ворониным, и с правым флангом…
Игорь Боцан: Ответ прост: потому что всех своих союзников Демпартия впоследствии пожирает. Вспомните случай с Владом Филатом и его партией, случай с Дорином Киртоакэ и партией, которую он представляет; кроме того, как я уже говорил чуть выше, любая заявленная дружба с Демпартией токсична, и свидетельством может послужить то, как Демпартия поддерживает Сильвию Раду – и при этом выражает готовность поддержать Майю Санду.
Все эти «мелочи» заслуживают самого пристального внимания, они бросаются в глаза и говорят о многом. Разумеется, вокруг этого вопроса много домыслов и спекуляций, но нельзя закрывать глаза на эпизоды, произошедшие с партнерами Демпартии.
Свободная Европа: У русских есть поговорка: «Близ царя – близ смерти»…
Игорь Боцан: Да, и это как раз то, что преследует Демпартия, предлагая партнерам свою дружбу.