Сергей Сырбу: «Национальная безопасность превыше любого бизнеса»

Демократическая партия предложила парламенту рассмотреть в срочном порядке проект закона, ограничивающий «информационно-аналитические, политические и военные передачи» российских телеканалов, ретранслируемых на территории Молдовы. ДПМ и ее сторонники считают, что закон позволит обеспечить информационную безопасность государства. Инициативу комментирует депутат от Демпартии Сергей Сырбу.

Свободная Европа: ДПМ предложила рассмотреть в парламенте проект закона, направленный на «борьбу с пропагандой и манипуляцией из-за границы, которые могут нанести серьезный вред информационной безопасности государства и его граждан». Ограничения коснутся «информационно-аналитических, политических и военных передач» из государств, которые не ратифицировали Европейскую конвенцию о трансграничном телевидении. Прежде всего, здесь имеется в виду Россия. Г-н Сырбу, почему Демпартия решила сейчас продвигать закон, который, теоретически, может задеть и медиабизнес лидера ДПМ г-на Плахотнюка?

Сергей Сырбу: Этот законопроект обсуждается уже около двух лет. С инициативой мы выступили еще в 2015 году. Тогда, к сожалению, она не встретила поддержки. Этому вопросу был посвящен ряд международных конференций, но принятие закона затянулось. Возможно, уже поздновато, но, в любом случае, хорошо, что инициатива получила поддержку сегодня. Надеемся, что она будет принята без проволочек.

Точка зрения г-на Маковея известна. Увы, у него предвзятое представление о ДПМ

Даже если в результате ее принятия чьи-то интересы и пострадают, я думаю, что национальная безопасность превыше любого бизнеса. Сейчас важно обеспечить безопасность информационного пространства – от дезинформации, манипуляций и фальшивок, на которые власть не в состоянии отреагировать должным образом. Поэтому мы вынуждены прибегнуть к более жестким, но абсолютно необходимым ограничениям, которые может ввести не только Молдова, но и другие страны Евросоюза, Соединенные Штаты. Все потому, что эта гибридная война приняла новый оборот, и она становится все более агрессивной. Мы – маленькая страна, и мы не располагаем иными рычагами для противодействия этой угрозе.

Свободная Европа: Одно лишь уточнение: начавшиеся в Москве действия против лидера демократов Влада Плахотнюка и внесение вопроса в повестку парламента – простое совпадение?

Сергей Сырбу: Если это и совпадение, то достаточно странное. Должен сказать, что как только Молдова начала расследование дела, связанного с отмыванием 22 млрд долларов из России, и как только правоохранительные органы стали двигаться вперед в этом вопросе, отношения с Российской Федерацией драматически ухудшились.

К сожалению, последовал целый ряд недружественных действий, когда наши чиновники, которые ездили в Россию, подвергались аресту, задержанию, преследованию... Череда таких действий продолжается. Почему именно сейчас появилась эта информация – не знаю. Совпадение ли это? Я думаю, ничего случайного не бывает.

Надеемся, что в один прекрасный день вопрос прояснится. Это очень неприятно, потому что очевидно: информация о лидере ДПМ не соответствует действительности. Вероятно, это кампания по дискредитации, давлению и преследованию, развернутая в ответ на наши действия – и, скорее всего, не только с точки зрения противодействия пропаганде, но и по другим направлениям, начиная с нашей решимости в продвижении европейской интеграции и заканчивая расследованием дела об отмывании денег.

Свободная Европа: Г-н Сырбу, глава Ассоциации независимой прессы Петру Маковей заявил, что не верит в искренность вашего политформирования, в искренность ДПМ, заявляющей о борьбе с российской пропагандой. Давайте послушаем фрагмент комментария г-на Маковея:

Петру Маковей: Я далек от мысли, что все это продиктовано искренним желанием противодействовать российской пропаганде. Потому что если бы они действительно этого хотели, то еще пару лет назад сам председатель ДПМ нажал бы на кнопку и остановил бы эту пропаганду.

Я твердо убежден в необходимости борьбы с пропагандой в целом, и не только с внешней, но и со внутренней тоже. Но лично мне кажется, что фокусирование на внешней пропаганде – это находка Демпартии, которая надеется таким образом отвлечь внимание от массированной внутренней пропаганды, которая ведется в политических и бизнес-интересах руководителя этой партии, и которая распространяется через холдинг, которым он владеет. Да и остальные холдинги изобилуют пропагандой. Достаточно посмотреть, что происходит в группе компаний, владельцем которой через подставных лиц является Игорь Додон. Это что-то страшное…

Свободная Европа: Итак, по мнению г-на Маковея, ваша инициатива – лишь полумера, потому что российскую пропаганду уже подменяет массированная внутренняя пропаганда. И с ней как бороться, г-н Сырбу?

Сергей Сырбу: Точка зрения г-на Маковея известна. Увы, у него предвзятое представление о ДПМ. Немного враждебное отношение... Но – мы уважаем это его исключительно субъективное мнение. Конечно же, он неправ! И я в два счета могу разбить его аргументы в пух и прах.

Что касается борьбы с пропагандой, должен сказать, что источником вдохновения для нас послужило исследование, проведенное по заказу Фонда Сороса еще в 2016 году экспертами молдавских неправительственных организаций, действующих в области СМИ, и независимыми консультантами. Это исследование однозначно указывало на угрозу российской пропаганды и содержало определенные рекомендации. Именно от него мы и отталкивались.

Досадно, что когда хорошая инициатива исходит от ДПМ, то ее не воспринимают положительно не потому, что она плохая, а потому, что ее инициатором выступает Демпартия. Но это точка зрения г-на Маковея, которого немного занесло в данном вопросе...

Надеюсь, что успеем закончить все это до конца сессии. Закон начнет работать через 30 дней после его публикации

Хочу сказать, что мы не могли – то есть, не мог председатель партии – так легко отказаться от той или иной вещательной организации, потому что это было чревато неприятными последствиями. Отзови сегодня лицензию на право ретрансляции ,без наличия хорошо продуманных законных рамок, – и завтра же этот российский телеканал появится у социалистов, или у Усатого, или еще у кого-то, пр ичем еще в более жестком формате.

Поэтому изменения в законодательстве были крайне необходимы. Что же касается манипуляций на внутреннем уровне, то законопроект не предусматривает ограничений внутреннего политического плюрализма. По этому сегменту мы уже и так располагаем эффективными рычагами.

Все отечественные телерадиоканалы могут быть наказаны достаточно сурово. В апреле-мае мы ужесточили санкции в отношении отечественных вещательных организаций – вплоть до отзыва лицензии. Поэтому я очень прошу Координационный совет телевидения и радио (КСТР), который сейчас работает в неполном составе, завершить процесс комплектации и приступить к делу, как положено. Сегодня КСРТ располагает всеми механизмами для мониторинга и наказания за любые отклонения от принципов объективности.

Свободная Европа: Я так полагаю, что исследование Фонда Сороса, о котором вы говорите, не касалось замены внешней пропаганды на внутреннюю.

Сергей Сырбу: Оно касалось только внешней пропаганды, и законопроект посвящен исключительно этому вопросу.

Свободная Европа: В июле прошлого года вы говорили, что намерение запретить ретрансляцию информационно-аналитических, политических и военных передач из государств, которые не ратифицировали Европейскую конвенцию о трансграничном телевидении, было воспринято критически. А сегодня, когда вы вернулись к своей инициативе, получается, что критическими оценками можно и пренебречь?

Сергей Сырбу: Действительно, год-полтора назад ЕС и ОБСЕ дали отрицательное или, как минимум, критическое заключение по данной инициативе. Тем временем ситуация немного изменилась, в том числе и в ЕС. Это намерение перестало вызывать столь сдержанное отношение.

Отказ от ретрансляции возможен. Но есть и другие механизмы

И даже если нас, возможно, не похвалят за инициативу, то можно не сомневаться, что критика будет мягче на фоне того, что ЕС сам сегодня вынужден противостоять иностранной пропаганде. На уровне ЕС, на уровне Европарламента, Еврокомиссии проводятся исследования, проводятся дебаты, посвященные противодействию пропаганде.

Ситуация на международном уровне настолько ухудшилось, и риски настолько велики, что каждое государство оказалось перед необходимостью искать решения. Это очень серьезная проблема. Поэтому и нам позволительно искать решения. Мы маленькая страна, но суверенная…

Свободная Европа: Вы хотите сказать, что полтора года назад ДПМ предсказывала некоторые реакции Евросоюза?

Сергей Сырбу: Почему нет?! Мы эту проблему на себе ощущаем уже лет двадцать, ну, а ЕС только сейчас с ней. столкнулся

Свободная Европа: Сколько времени уйдет до вступления закона в силу?

Сергей Сырбу: Возможно, что документ будет принят, но с промульгацией-то возникнут проблемы. Президент Додон уже заявил, что он его не подпишет. Так что, скорее всего, законопроект придется вынести на рассмотрение повторно.

Надеюсь, что успеем закончить все это до конца сессии. Закон начнет работать через 30 дней после его публикации. Так что, по моим подсчетам, где-то в начале февраля закон заработает, и всем придется ему подчиняться. Несоблюдение норм влечет штрафные санкции в размере до 70 тыс. леев, и еще 100 тыс. – при повторном нарушении, вплоть до отзыва лицензии. В феврале или марте, я думаю, что все должны будут подчиняться новым положениям закона.

Свободная Европа: Но ведь недовольными оказываются еще и телезрители, которые предпочитают смотреть эти каналы?

Уверен, наши вещатели найдут выход из ситуации

Сергей Сырбу: Хочу подчеркнуть еще раз – телеканалы не закрываются. Новые правила не коснутся развлекательных программ и фильмов. Но информационно-аналитические, политические и военные передачи придется заменить фильмами или развлекательными программами.

Мы обязаны приложить максимум усилий для того, чтобы создать качественный отечественный продукт, а также зарубежные новости. Из той же Российской Федерации, но – объективные и беспристрастные. Украина и Прибалтика давно уже пошли на этот шаг, я думаю, что и нам надо решиться. Уверен, наши потребители проявят понимание, а мы же, в свою очередь, заменим российские передачи качественным продуктом – либо отечественного производства, либо европейского.

Свободная Европа: Вы уточнили, что ограничения касаются исключительно информационно-аналитических передач, и что они не затронут развлекательные программы. А что будет, если эти каналы вообще откажутся от ретрансляции на подобных условиях , предпочтя разорвать контракты?

Сергей Сырбу: Такой риск существует, я это признаю. Отказ от ретрансляции возможен. Но есть и другие механизмы. Наши вещатели смогут приобретать у этих телеканалов развлекательные программы, в том числе, фильмы – и транслировать их на коммерческой, договорной основе. Естественно, кроме тех передач, которые подпадут под ограничения.

Уверен, наши вещатели найдут выход из ситуации. По крайней мере, на медиарынке давно уже развита эта услуга – приобретение медиапродукта.