Linkuri accesibilitate

Моника Маковей: «Стоит ли верить всему, что говорит Плахотнюк? Лично я не верю»


Депутат Европарламента от Румынии — о долгах молдавской власти

Свободная Европа: Мы накануне саммита Восточного партнерства. Когда создавался этот проект, Брюссель ставил своей целью благополучие и безопасность в сопредельной зоне Евросоюза. Прошло пять лет. Граждане Республики Молдова считают, что ситуация деградировала. Кто в этом виноват?

Моника Маковей: Вопрос поставлен слишком прямо, так сразу и не ответишь. Виновные, естественно, есть, и, прежде всего, это политики, у которых оказались слишком длинные руки. Виноваты и граждане, которые их выбирают вслепую, не понимая, что политики-клептоманы просто не могут любить ни свою страну, ни свой народ. И что они поведут их совсем не туда. Все слишком просто.

Свободная Европа: Но виноват и Брюссель, который поддерживал и ту власть, и эту…

Моника Маковей: У той власти поддержки было гораздо больше. Напомню, в Молдову постоянно приезжали еврокомиссары или министры, президенты или премьеры стран-членов ЕС. На Молдову чуть ли не молились, ввели безвизовый режим, подписали с ней Соглашение об ассоциации, Соглашение о свободной торговле – самое благоприятное из всех, которые были заключены когда-либо с другими странами. Благоприятное для Молдовы. Например: хотите – импортируйте товары из Евросоюза, не хотите – не импортируйте; при этом можете экспортировать, сколько душе угодно. Иными словами, подход, абсолютно обратный тому, что проповедует российская пропаганда.

А сейчас, если полностью отвернуться от страны, которая, как мы прекрасно понимаем, все еще стоит на перепутье между Россией и демократией, между Россией и Евросоюзом – то что это даст? Разумеется, надо помочь Молдове перешагнуть через эту яму и приблизиться к Евросоюзу. Конечно, этим можно и нужно заниматься только с правительством, которому доверяешь.

В стране, где нет справедливости, нет места демократии и свободе

Справедливости ради надо признать, что прежние правительства занимались законодательством. Но сегодня, когда осталось внедрить его в жизнь, и когда люди уже начали ощущать благоприятные последствия новых законов, власть оказалась коррумпированной до мозга костей, на наших глазах происходят сомнительные назначения. Я имею в виду, в том числе, генпрокурора, который, уверена, не собирается очищать систему правосудия от судей и прокуроров, которые дружат с политиками… И здесь можно говорить и о моральной коррупции, когда судья является ставленником политика «Икс», и о материальной коррупции, потому что некоторые из них очень богаты…

Свободная Европа: Евросоюз руководствовался принципом «Больше за большее», «Больше реформ – больше поддержки», а официальный Кишинев, оправдывая свою нерасторопность с реформами, каждый раз ссылался на «руку Москвы».

Моника Маковей: Да, но не следует Кишиневу полностью зависеть от чьей-то руки!.. В действительности все гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Весь мой жизненный опыт, включая опыт с Республикой Молдова, подсказывает, что внешний вид всегда обманчив, и что суть, как правило, скрыта от глаз людских. Так что стоит ли верить всему, что говорит Плахотнюк, всему, что он сказал американцам, всему, что он может сказать европейцам? Лично я не верю. Кто-то, может, и верит, это выбор каждого.

Но, с другой стороны, нельзя полностью отвернуться от Молдовы, возможно, есть еще шанс вернуть страну, потому что в интересах Евросоюза – расширение сферы демократии.

Свободная Европа: Молдавская власть заверяет Брюссель в готовности проводить реформы, в том числе, в системе правосудия. Как вы видите эту реформу, и насколько независима молдавская юстиция?

В правительстве, в котором я была министром юстиции, никто не хотел перемен и реформ. Да, но я этого хотела!

Моника Маковей: Насколько мне известно, никакой реформы нет – и никаких реформ не проводится. Там есть люди, есть и Высший совет магистратуры, который продвигает судей и прокуроров – но продвигает, как бы это сказать, представителей порочной системы, руководствуясь отнюдь не принципами профессионализма, неподкупности и честности.

Необходимо произвести отбор перед тем, как дать всю полноту власти Высшему совету магистратуры. Иными словами, произвести селекцию судей и прокуроров, а после этого сказать: «Пожалуйста, берите власть и работайте». Потому что сами они никогда не изменятся.

В Молдове необходимо продвигать профессионалов, новых судей и прокуроров, которые после распада Советского Союза не поддались искушениям власти, не поступились своими принципами, неподкупностью, честностью, искренностью: нужно найти этих людей и подготовить их к повышению по карьерной лестнице. На это у Евросоюза, будьте уверены, деньги бы нашлись!

Однако этот момент в Молдове упустили. А власть отдали Высшему совету магистратуры, той категории судей и прокуроров, которые никогда не реформировались и которые сказали: «Большое спасибо за доверие, но мы не собираемся проводить реформы, не хотим менять своих привычек, поскольку сложившиеся коррупционные сети вполне устраивают». Я не говорю, что настоящих профессионалов, сторонников независимой юстиции нет – они наверняка есть, пусть таких наберется один, два, пять, десять человек, но они есть и они готовы работать. Но их не видать, пусть они выйдут вперед, и иусть возьмут на себя ответственность и риски.

Почему один ворует и живет припеваючи, а другой трудится от зари и дотемна и еле сводит концы с концами? И это проблема Молдовы, а не ЕС

Реформировать судебную систему – да, это огромный риск, потому что политики зубами вцепились в сложившуюся модель, которая позволяем им безнаказанно воровать. Это их цель, и ради этого они пойдут на все. Поэтому, если прокурор или судья возьмется за очистку системы и искоренение коррупции – это большой риск и большая ответственность. Посмотрите, как происходит в мире: любые перемены начинаются с конкретного человека, такого, например, как Мартин Лютер Кинг. У истоков всегда стоит один человек. В правительстве, в котором я была министром юстиции, никто не хотел перемен и реформ. Да, но я этого хотела! Я была министром, обладала властью, и мы это сделали!

Свободная Европа: Республика Молдова может идти по пути европейской интеграции без реформированного правосудия?

Моника Маковей: Нет, однозначно – нет.

Свободная Европа: А значит, и благополучие в домах людей обеспечить невозможно?

Моника Маковей: Невозможно. В стране, где нет справедливости, нет места демократии и свободе. В такой стране люди не могут быть счастливы, потому что несправедливость ощущается на каждом шагу и превращает жизнь в кошмар.

Почему один ворует и живет припеваючи, а другой трудится от зари и дотемна и еле сводит концы с концами? И это проблема, прежде всего, Республики Молдова, а не Евросоюза. Молдаване, как и румыны, как и все остальные люди, жаждут справедливости, они хотят видеть проворовавшихся политиков за решеткой, хотят увидеть продажных прокуроров и судей в тюрьме. И не просто в тюрьме, но и, разумеется, с конфискацией награбленного имущества.

Свободная Европа: Каким образом роль Евросоюза может вырасти в Республике Молдова? Ведь не секрет, на это указывают и опросы, что симпатии респондентов делятся примерно 50 на 50, когда заходит речь о том, куда следует двигаться стране – к Европе или к России?

Жители Прибалтики требуют от своих правительств оградить их от российской пропаганды, что власти и делают

Моника Маковей: Это даже неплохо – 50 на 50. Могло быть и хуже при сложившихся обстоятельствах. Необходимо укреплять и расширять положительный опыт, объяснять людям, какие результаты дали программы, внедренные на европейские деньги, благо таких примеров много, особенно экономического порядка – построены фермы, открыты различные предприятия… Все это нужно популяризировать.

Свободная Европа: Были и нфраструктурные проекты…

Моника Маковей: Вот именно. И одновременно необходимо противодействовать российской пропаганде. Должна сказать, что в рамках Европейской службы внешних дел есть специальная структура, призванная противодействовать российской пропаганде во всех странах, где она ведется, – в том числе в Молдове и Румынии.

В странах Балтии такой пропаганды нет, потому что они проявили мудрость и не выдали русским ни одной лицензии на телерадиовещание – ничего. А кроме того, прибалты и слышать не хотят о Советском Союзе, о России, которая у них ассоциируется с бывшим СССР. От простых граждан многое зависит, и жители Прибалтики именно этого требуют от своих правительств – оградить их от российской пропаганды, что власти и делают.

Свободная Европа: Как вы считаете, Молдова может еще рассчитывать на обещанные Евросоюзом 100 млн евро?

Моника Маковей: Пока не будут предприняты конкретные и вызывающие доверие шаги по реформе правосудия – и здесь я имею в виду не законы, а человеческий фактор: не продвигать кадры по принципу «ты мне – я тебе», не выдвигать людей, над которыми витают разного рода подозрения, которые действовали против своих соотечественников в различные исторические моменты, не доверять руководящие должности коррумпированным чиновникам, людям, сколотившим большое состояние, потому что нельзя нажить богатство, работая простым судьей или прокурором – так вот, до тех пор, по моему мнению, никаких денег давать нельзя.

Именно демократия максимально обеспечивает свободу личности, счастье и благосостояние

А иначе – куда и на что уйдут эти деньги? Их просто в очередной раз приберут к рукам, насмехаясь над нами: вот дураки, опять повелись…

Что касается реформ в юстиции, должна сказать следующее. Мы хотим видеть, что генпрокурор действительно независим, хотим увидеть функциональное Национальное агентство по неподкупности, хотим видеть доведенные до конца расследования и оглашенные приговоры.

Приговоры, как понимаете, в отношении не дедушки Иона, а политиков и олигархов. Вот тогда и деньги будут. Ведь и мы вступили в Евросоюз только после того, как европейцы увидели конкретные дела и конкретные результаты. То есть верить не словам, а делам, которые воплощаются в понятные и предельно прозрачные назначения.

Свободная Европа: Чего вы ждете от саммита Восточного партнерства?

Моника Маковей: Что все вещи назовут своими именами. Потому что если мы будем и дальше миндальничать и заниматься сантиментами, продолжать политику терпимости и вседозволенности, то далеко мы не уйдем. Так что надо называть вещи своими именами, ведь это делается не для политиков, они прекрасно все это знают, знают, что лгут – и знают, что воруют. Это делается для людей.

И тогда люди будут больше верить в Европейский союз: «Посмотрите, люди добрые, они знают, что творится в нашей стране!»… И тогда люди сами будут выступать с какими-то предложениями: «А давайте сделаем вот так-то, может, это сработает, может, и жизнь наша станет лучше, и в дома наши придет достаток».

Ради людей я бы это сделала. Искренность европейских институтов выражается в том, что они хотят помочь Республике Молдова уверенно идти по пути евроинтеграции, по пути демократизации, потому что сегодня именно демократия максимально обеспечивает свободу личности, счастье и благосостояние. Возможно, со временем ситуация изменится, но пока мы имеем то, что имеем.

Pe aceeași temă

XS
SM
MD
LG