Linkuri accesibilitate

Ион Ляху: «Мы должны забыть о том, что Россия может договориться с Западом по поводу Республики Молдова»


Премьер-министр Павел Филип в контексте подготовки венского заседания СМИД ОБСЕ принял представителя посредников и наблюдателей в переговорном формате «5+2». В Кишиневе вице-премьер по реинтеграции Георге Бэлан встретился с политическим представителем Тирасполя Виталием Игнатьевым. О шансах на урегулирование приднестровского конфликта корреспондент Свободной Европы беседует с бывшим представителем Молдовы в Объединенной контрольной комиссии Ионом Ляху.

Свободная Европа: Наша беседа проходит накануне рабочей встречи политических представителей Тирасполя и Кишинева Георге Бэлана и Виталия Игнатьева. Как вы считаете, судьба моста между населенными пунктами Гура-Быкулуй – Бычок будет решена?

Ион Ляху: Нет, это исключено.

Свободная Европа: Имеется проект решения об открытии этого моста через Днестр.

Ион Ляху: Если вы заметили, приднестровская сторона обуславливает этот вопрос двумя требованиями. Первое – гарантии того, что мост не будет использован в военных целях. Но Кишинев должен наплевать себе в душу, если станет обсуждать такие условия! Как это понимать: мы должны дать гарантии, что мост не будет использован тем или иным образом?

То есть, два моста, которые они же и взорвали, а Евросоюз восстановил на свои деньги – в Вадул-луй-Водэ и Дубоссарах – можно было восстановить и сдать в эксплуатацию, а этот без особых увязок – ну, никак! Значит, они с самого начала знают, что Кишинев не примет эти унизительные для себя условия, и заранее готовят себе отход – «мы же хотели, мы были готовы, мы нашли возможность активизировать переговорный процесс в результате этой уступки, а Кишинев, как всегда, уперся»…

Додон – не тот человек, который может что-то решить, тем более – в интересах Приднестровья

Свободная Европа: Но, насколько известно, сам премьер Павел Филип после встречи с представителями посредников и наблюдателей формата «5+2» сказал, что есть предпосылки для открытия моста в Гура-Быкулуй. И еще и по второму вопросу, связанному с признанием приднестровских дипломов об образовании…

Ион Ляху: Да, к сожалению, я слышал г-на Филипа и был очень удивлен, что он перечислил практически все проблемы, зафиксированные в Берлинском протоколе – мол, возникли предпосылки для выполнения этих договоренностей. Не знаю, не могу критиковать какие-либо аргументы и судить о мотивах, по которым г-н Филип посчитал необходимым выступить с подобным заявлением.

Свободная Европа: Эти заявления прозвучали накануне возобновления переговоров в формате «5+2», остановившихся более года назад, и, возможно, это попытка придать некий оптимистический настрой предстоящей встрече за столом переговоров?

Ион Ляху: Во время австрийского председательства в ОБСЕ был один чрезвычайно приятный момент – предельно честное отношение и к переговорному процессу, и к ситуации в целом.

Они прямо сказали переговорщикам: либо мы обсуждаем вопросы, ради которых, в принципе, и был создан формат 5+2, то есть политический статус Приднестровья в рамках Республики Молдова, либо вообще ничего не обсуждаем, не теряем время зря и не кидаем деньги на ветер.

Свободная Европа: Пока еще мандат председателя ОБСЕ находится у Австрии, как вы считаете, ситуация может вернуться в нормальное русло?

Ион Ляху: В нормальное русло – вряд ли. Но налицо крайне важные перемены. Меня очень обрадовала работа правительства в 2016-м и, особенно, 2017 году. Я имею в виду решение Конституционного суда по оценке присутствия здесь 14-ой армии, точнее, ОГРВ, я говорю про обращение парламента Республики Молдова в ООН…

Свободная Европа: С призывом включить в повестку Генассамблеи вопрос о выводе российских войск с территории левобережья Днестра…

Мы закрываем глаза на многие вещи и позволяем сформировать там власть наподобие гагаузской. И – точка

Ион Ляху: Правда, Россия привела в действие все свои рычаги и добилась перенаправления вопроса из Генассамблеи в один из комитетов ООН, но, тем не менее, тот факт, что наш запрос не отклонили однозначно и окончательно, указывает на некоторое смещение акцентов в отношении Республики Молдова. Соответственно, это можно рассматривать и как положительную оценку самой Молдове.

И вот, в тот самый момент, когда наметились первые успехи, слабые и очень хрупкие, когда стала вырисовываться главная линия в отношениях с Тирасполем и Москвой – Кишинев идет на попятный, дает задний ход. Это печально.

Я вижу урегулирование только одним способом: Приднестровье становится составной частью Молдовы

Свободная Европа: А как вы это можете объяснить? Решили не трогать пока политическую корзину и вернуться к остальным проблемам? Потому что регистрация приднестровских автомобилей, восстановление телефонной связи между берегами Днестра, перевозка товаров и грузов железнодорожным транспортом, в том числе по территории Приднестровья, – все эти вопросы давно ждут своего разрешения.

Ион Ляху: 99,95% этих проблем связаны с интересами Приднестровья. Более того, они возникли по милости тираспольской администрации. Например, разрыв телефонной связи. Кишинев сколько раз предлагал один вариант, второй, третий, четвертый! Сколько раз мы ездили в Варницу, когда Сербов пытался подсоединить хотя бы Варницу…

Свободная Европа: Сербов тогда был мэром Варницы?

Ион Ляху: Да. И практически с оружием в руках они помешали человеку это сделать. А сейчас что? Сейчас Кишинев должен, по всей видимости, заплатить, или еще что-то сделать для того, чтобы подключить все эти территории к единой сети.

Я не вижу абсолютно никакого смысла. Аналогичная ситуация сложилась и с номерными знаками приднестровских автомобилей, и с дипломами. Это все исключительно в интересах Тирасполя, правящей там группировки. Они формируют политический багаж к предстоящим выборам. А мы им потакаем.

Свободная Европа: Казалось, у Игоря Додона и Вадима Красносельского больше шансов прийти к компромиссу. Но недавно в интервью российскому информагентству ТАСС Игорь Додон позволил себе критические выпады в адрес приднестровского лидера, заявив, что политики региона умышленно нагнетают ситуацию – в качестве повода обратиться в Москву с просьбой о помощи, в том числе финансовой...

Россия давно уже решила судьбу Молдовы и изложила свою позицию в 2007 году в Мюнхене

Ион Ляху: Г-н Додон имеет определенную подготовку, он мастер использовать ситуацию, выражения, и так далее... На самом деле он ответил Красносельскому, который прямо сказал, что с Кишиневом разговаривать нужно, но разговаривать с теми, кто может что-то решать. Но главное в другом: на сегодняшний день Красносельский убедился, что не в силах Додона что-либо решать.

Так почему ему не набрать еще несколько белых шаров в этом политическом пинг-понге, атакуя Додона? Додон тоже набрал, но гораздо меньше.

Свободная Европа: А если отношения между Игорем Додоном и Вадимом Красносельским обостряются, то может ли пострадать весь переговорный процесс?

Ион Ляху: Отнюдь. Красносельский сказал ведь: в Кишиневе мы общаемся с теми, кто принимает решения.

Свободная Европа: Иными словами, Додона еще больше вытесняют из переговорного процесса?

Ион Ляху: Так он же в нем и не участвовал! То, что они пару раз встречались, и обменялись какими-то фразами, это ничего не значит, особенно после того, как стало ясно, что Додон – не тот человек и не тот чиновник, который может что-то решить, тем более – в интересах Приднестровья. Поэтому они не станут терять время на диалог с Додоном.

Свободная Европа: Вопрос урегулирования Игорь Додон уже шесть раз обсуждал с кремлевским лидером Владимиром Путиным, который сказал, что Российская Федерация готова найти решение приднестровского конфликта.

Ион Ляху: Они давно его нашли. Давно! И они только ждут, когда Додон станет полномочным, то есть, получит большинство в парламенте, сформирует правительство – вот тогда они положат на стол вариант Козака-2 или Козака-3, начнут имитировать активный диалог, а войска ОДКБ – Организации договора по коллективной безопасности – прибудут в Кишинев, в Молдову.

Свободная Европа: И все-таки, возможно ли урегулирование приднестровской проблемы в ближайшем будущем?

Запад делает то, что в его силах. Но нельзя до бесконечности снабжать деньгами человека, который не ценит помощь

Ион Ляху: Это зависит от того, что мы понимаем под этим словом – урегулирование. Например, я, как и большинство моих сограждан, вижу урегулирование только одним способом: Приднестровье становится составной частью Республики Молдова.

Свободная Европа: Ну, за ночь этого точно не произойдет.

Ион Ляху: Разумеется, но я имею в виду формулу. Мы закрываем глаза на многие вещи и позволяем им сформировать там власть наподобие гагаузской. И – точка. Никаких квот в парламенте, квот в правительстве, и так далее.

Это такой же регион, как и все остальные районы Республики Молдова, – примерно так предусматривает закон 2005 года. Вот тогда закон 2005 года и будет востребован.

Свободная Европа: В том же интервью для ТАСС Игорь Додон говорит другое… Что нужно подождать, пока Россия и Запад решат продемонстрировать «историю успеха» в Молдове. И президент также выразил надежду на то, что в ближайшие два-три года такое «геополитическое окно» появится. Вы что думаете?

Ион Ляху: Мы должны забыть о том, что Россия может договориться с Западом по поводу участи Республики Молдова. Россия давно уже решила судьбу Молдовы и изложила свою позицию по этому вопросу в 2007 году в Мюнхене устами тогдашнего премьер-министра Владимира Путина. А тот заявил, что Молдова входит в зону стратегических интересов России, и Россия не намерена уступить эту территорию.

Свободная Европа: Это заявление прозвучало до обострения российско-украинских отношений.

Огромный успех Австрии состоит в том, что она ясно дала понять: нельзя поручать волку сторожить отару овец

Ион Ляху: Во-первых, ситуация с Украиной возникла не просто так, как гром среди ясного неба. Если вы помните, конфликт вокруг острова Тузла разразился задолго до 2014 года. Так что корни украинского обострения очень глубокие. Это одно.

Второе: Запад делает то, что в его силах. Дает нам денег, поддерживает нас. Но нельзя до бесконечности снабжать деньгами человека, который не ценит эту помощь.

Свободная Европа: Вы говорите о…

Ион Ляху: …я говорю об официальном Кишиневе. Понадобилось 27 лет для того, чтобы Конституционный суд высказался по статусу вооруженных сил, незаконно пребывающих на территории Республики Молдова. Пройдет еще 27 лет, пока Кишинев на уровне парламента примет решение о том, что миротворческая операция на самом деле поддерживает приднестровскую государственность, фактически препятствуя, а не обеспечивая мир на территории Республики Молдова.

Свободная Европа: Значит, для Австрии это неудача – что не удалось возобновить переговорный формат 5+2?

Ион Ляху: Огромный успех Австрии состоит в том, что она ясно дала понять: нельзя поручать волку сторожить отару овец. Надо найти другую возможность обеспечить охрану овчарни. И Австрия, в принципе, заняла самую мудрую позицию: либо работаем и все придерживаемся норм, предусмотренных статусом формата 5+2, – либо ничего не делаем и не обманываем сами себя.

И я надеюсь, очень надеюсь, что преемник Австрии будет следовать той же линии.

XS
SM
MD
LG