Парламентская оппозиция добивается отмены смешанной формулы выборов, а демократы отстаивают реформу избирательной системы. 16-17 марта свое заключение представит Венецианская комиссия и ОБСЕ. Противники новой избирательной системы пытаются зарегистрировать инициативу о проведении законодательного референдума по этому вопросу. Наш корреспондент обсуждает проблему с программным директором Центра политик и структурных реформ Штефаном Глигором.
Свободная Европа: Итак, Венецианская комиссия представит свои выводы.
Штефан Глигор: Уже представила, ее ответ обсуждается, в том числе, в юридической комиссии. Я не знаю его в подробностях, но уверен, что ответ отрицательный.
Вы наверняка заметили попытки Плахотнюка и Демпартии сблизиться с европейскими чиновниками
Свободная Европа: Значит ли это, что можно что-то изменить?
Штефан Глигор: Ничего не изменится. Если они откажутся от смешанной избирательной системы – я имею в виду Владимира Плахотнюка и его окружение, Демпартию, – и решат вернуться к пропорциональной системе, значит, они добровольно согласятся уйти в историю. Рейтинг этих людей составляет 2-3%, они просто не пройдут в парламент. Поэтому они зубами будут держаться за эту смешанную систему, независимо от позиции ВК.
Они используют аргументы Венецианской комиссии только для того, чтобы укрепить свою позицию в каких-то конкретных вопросах и оправдать свои злоупотребления.
Свободная Европа: Для власти важно сохранить лицо перед партнерами по развитию.
Штефан Глигор: Нет, я с этим не согласен. Если бы для них имело значение их доброе имя, они не стали бы нарушать все нормы и приличия, а мы не скатились бы в рейтинге Freedom House до категории гибридного режима, мы сохранили бы свою репутацию порядочной страны. Сейчас же о нас идет недобрая слава, нас считают демократией с постоянным регрессом. Начиная где-то с 2013-2014 гг., когда стали ясны подлинные цели молдавской власти, Республика Молдова стала в глазах европейцев нарицательным обозначением порочной власти.
Свободная Европа: Как, по вашему мнению, выстраиваются сейчас отношения между Кишиневом и внешними партнерами?
Штефан Глигор: Никак. Вы наверняка заметили попытки Владимира Плахотнюка и Демпартии сблизиться с европейскими чиновниками, – а это они делают строго по протоколу, в пределах служебных обязанностей и лишь тогда, когда им деваться некуда. Демпартии не удалось составить и поддержать сколько-нибудь убедительный дискурс в глазах европейцев, прежде всего, европейских институтов и Совета Европы.
Они делают все что могут в этом плане, но пока без особых результатов. И немудрено – при таком разгуле по части избирательной демократии, реформы избирательной системы, экономических достижений, на фоне злоупотреблений, совершаемых ими в экономической сфере, на фоне повального грабежа и воровства в этой стране, о чем знают все страны Евросоюза, так как у них здесь есть дипломатические миссии, которые внимательно следят за всем происходящим…
Хорошо было бы выдвинуть единого кандидата
И как могут европейские институты, которые отлично знают о сложившейся здесь ситуации, делать вид, что все хорошо, что в Республике Молдова соблюдаются какие-то элементарные демократические принципы, – если все говорит об обратном?
Вдумайтесь только – ЦИК просит парламент! – который единственный может толковать нормы закона, а парламент, понимая свою неспособность интерпретировать законодательство о правах граждан на проведение законодательного референдума по отмене смешанной системы, понимая, что в любом случае необходимо представить Центризбиркому хоть какой-то формальный повод, хоть какую-то бумагу в качестве обоснования, направляет вопрос в юридическую комиссию, которая принимает исключительно консультативные решения, не имеющие юридической силы.
Несмотря на это, уверяю вас, что когда будет рассматриваться вопрос о регистрации второй инициативной группы в составе 822 человек – о проведении законодательного референдума – ЦИК сошлется именно на это совершенно незаконное, безграмотное и бессовестное мнение комиссии по вопросам права для обоснования своего отказа.
Свободная Европа: Значит, по вашим прогнозам, инициатива о проведении референдума сорвется?
Штефан Глигор: Учитывая то, что произошло в комиссии, учитывая, насколько бессовестны, насколько поверхностны и некомпетентны эти люди, – да, я в этом уверен.
Свободная Европа: А как вы оцениваете местные выборы в двух муниципиях –в Кишиневе и Бельцах?
Платформа DA всерьез собирается сражаться за мэрию Кишинева
Штефан Глигор: Разумеется, контроль над местной администрацией в Кишиневе и Бельцах может послужить началом освобождения страны из плена. Проблема заключается в том, как сумеет мобилизоваться наша оппозиция и все здоровые элементы общества в плане политического участия и гражданской активности.
Свободная Европа: Оппозиция у нас расколота.
Штефан Глигор: Неверно говорить о расколотой, разрозненной оппозиции. Можно говорить об оппозиции, которой не удалось пока согласовать свои действия. Я не хочу торопиться с выводами. Мне хотелось бы видеть сильного кандидата, которого поддерживают все здоровые силы общества, не пресмыкающиеся перед действующей властью, которые выступают за восстановление нормального положения дел, за прозрачное, эффективное и честное управление городом.
Свободная Европа: И такой потенциальный кандидат есть?
Штефан Глигор: Думаю, да. Конечно, хорошо было бы выдвинуть, после соответствующих консультаций, единого кандидата. Нам неизвестна все тонкости переговоров между PAS и Платформой DA, мы не можем это комментировать, потому что не знаем нюансов.
По идее, обе партии должны были выдвинуть какие-то кандидатуры, но я понимаю и шаг, на который решилась Платформа DA – понимаю, что она старается выиграть время и передать предельно четкий сигнал правоцентристскому сегменту, сигнал о том, что Платформа DA всерьез собирается сражаться за мэрию Кишинева. В конечном счете, думаю, ничего плохого в том, что эти намерения стали известны.
Свободная Европа: Как вы оцениваете заявления Демпартии о готовности поддержать единого проевропейского кандидата на пост мэра Кишинева?
Штефан Глигор: Не знаю, почему все поторопились заявить, что разыгрывается карта президентских выборов. То, что они называют «кандидатом правых сил», – безо всяких уточнений насчет того, что представляет собою «кандидат справа», и что они имеют в виду под «кандидатом справа», – это может означать, например, и врио мэра, с поддержкой, скажем, партии г-на Лянкэ, ДПМ или какой-то еще партии на правоцентристском сегменте. Они могут разыграть и такой сценарий, почему нет?
Даже если допустить сценарий, при котором Демпартия открыто поддержит кандидатуру Андрея Нэстасе, то своей псевдоподдержкой демократы преследуют единственную цель – еще больше отравить публичное пространство, скомпрометировать Андрея Нэстасе, а не подставить ему плечо.
Свободная Европа: Чего ждут жители столицы от местных выборов?
Штефан Глигор: Траспарентную мэрию, которая служит интересам граждан. Наши люди должны понять, что не они для мэрии, а мэрия для них, что мэрия обязана стать партнером каждого горожанина во всем, что касается прав и обязанностей, – как граждан перед мэрией, так и мэрии перед гражданами. Это одна из самых темных, самых запятнанных структур…
Свободная Европа: Сейчас еще и политизирована до предела…
Они в состоянии тут надавить, там договориться…
Штефан Глигор: Почему политизирована сейчас – и почему Демпартия пытается отодвинуть местные выборы на осень? Потому что муниципий Кишинев – это 11 одномандатных избирательных округов, и возможная победа г-на Нэстасе на местных выборах в мае, скажем так, обеспечит ему политический капитал и явное преимущество в этих округах на предстоящих парламентских выборах.
Демпартия прекрасно отдает себе отчет в том, что политическую ситуацию можно перевернуть буквально за пару дней. И что возможная победа в Кишиневе – или в Бельцах, что означает еще два избирательных округа, – может склонить чашу весов не в пользу Демпартии.
Это очень осложнило бы ситуацию. Поэтому ДПМ вместе с Центризбиркомом, который подчиняется ей, вместе с парламентом и его комиссиями, подконтрольными Демпартии, предпримут все меры для того, чтобы контролировать выборы в своих интересах.
При таком арсенале административных, финансовых и медиаресурсов, пользуясь поддержкой судебной системы и органов уголовного преследования у этих людей огромное поле для маневров, они в состоянии тут надавить, там договориться…
Посмотрите, ЦИК не стал лезть вперед с определением сроков местных выборов, а дождался, пока координатор назначит заседание Центризбиркома по рассмотрению и установлению даты местных выборов, а заодно и инициативы гражданского общества о проведении референдума. Все вопросы – в одном пакете.