Linkuri accesibilitate

Руслан Кодряну: «Кишиневская мэрия теряет за год около 700 млн леев из-за отсутствия транспарентности»


Новоиспеченный вице-мэр Кишинева Руслан Кодряну заявил в интервью Свободной Европе, что намерен продолжать борьбу с бюрократией и коррупцией в структурах столичной мэрии.

Свободная Европа: Как вы считаете, возможно ли, что до выборов 2019 года во главе кишиневской администрации будет находиться врио мэра? Законно ли это, в интересах ли это политиков, граждан, жителей муниципия?

Руслан Кодряну: Я думаю, что единственные, кто должен выиграть в результате возникшего кризиса, в котором оказался Кишинев, – это его жители. И я приложу все усилия для того, чтобы люди почувствовали разницу.

Свободная Европа: Сейчас изменились отношения между руководством мэрии и муниципальным советом?

Руслан Кодряну: Ситуация такая же сложная, как и была. Со стороны мунсовета как были, так и есть помехи. Не говоря уже о том, что определенные политические силы не признают меня в качестве вице-мэра…

Свободная Европа: Либералы и социалисты?

Руслан Кодряну: Да, либералы и социалисты, у которых большинство – 36 советников из 51-го. Но пока я полезен людям, пока видны результаты моих личных усилий – все хорошо.

Свободная Европа: Какие проблемы кишиневцы считают самыми острыми?

Руслан Кодряну: Знаю, что слова «реформа», «коррупция» уже просто набили оскомину. Но рискну повториться: пока мы не искореним коррупцию в мэрии, у нас не будет денег ни на инфраструктуру, ни на рабочие места, ни на качественный транспорт. Чем я вплотную и занимаюсь…

Свободная Европа: Коррупция напрямую связана с бюрократией? Помню, я где-то читала ваши слова о «мэрии без бумаг, без очередей за различными надуманными справками, без поборов и потерянного времени»…

Руслан Кодряну: Это так. Чтобы лучше понять суть вопроса, проведем небольшое сравнение. Вот мэрия – с генеральным мэром, который выходил или не выходил на работу, но у него не было вице-мэров. Говоря о вице-мэрах, я имею в виду ответственных за определенные направления лиц. Таких людей не было лет семь-восемь, никто не занимался проблемами граждан по конкретным областям, какой является, например, область, которую курирую сейчас я – социальная. Это – дети, дети улицы, детсады, школы, бездомные, это социальное жилье, это адресные компенсации… В этой сфере вице-мэра не было долгие годы.

Свободная Европа: И насколько велики проблемы, связанные с социальной сферой?

Руслан Кодряну: Если говорить в цифрах, то это бюджет где-то на уровне двух миллиардов леев – из 3,6 млрд. Больше половины всего бюджета – это очень много. И в плане персонала это самая крупная сфера, потому что речь идет о медработниках, социальных работниках, вспомогательном персонале, воспитателях и детях. Речь идет и о детях, о нашем будущем, о приоритетах – пусть пока только заявленных – страны.

Что я могу сказать? Могу показать людей, которые по три года обивают пороги мэрии с каким-либо пустяковым вопросом, связанным, скажем, с какой-то несчастной справкой. Можно такой вопрос решить за полчаса? Я уверен, что можно.

Свободная Европа: Согласно вашим расчетам, бумажная волокита обходится муниципальному бюджету в два миллиона леев в год.

Руслан Кодряну: Нет, эта цифра значительно выше. Это только бумага для печати, для принтера. Только на бумагу мы тратим два миллиона, а если подсчитать время, которое нужно провести в очередях, время на ожидание, дискомфорт граждан и взятки, которые они дают, то расходы перевалят за сто миллионов в год.

И Счетная палата установила: кишиневская мэрия теряет за год около 700 млн леев из-за отсутствия транспарентности при проведении земельных торгов, сдаче площадей в аренду, передаче во временное пользование и т.д.

Свободная Европа: Заботу о детях вы назвали приоритетной. Думаю, вы имели в виду и их воспитание. Самая резонансная проблема – чем питаются дети в дошкольных учреждениях?

Руслан Кодряну: Самая большая проблема – отсутствие гласности и безденежье. Еще генпримар Дорин Киртоакэ – вот, сорвалось, я ведь решил никаких имен не называть! – говорил всегда, что денег в бюджете нет. Так вот, буквально накануне мы обсуждали вопрос с представителями Фонда социальных инвестиций Молдовы, которые сказали, что по деньгам, выделяемым кишиневским детсадам – их девять всего – некоторые детсады за год не смогли представить расходную смету.

Спрашивается: в чем была проблема, в отсутствии денег или в некомпетентности, в отсутствии желания что-то делать? Трем детсадам за год было выделено 3,8 млн леев, по одному миллиону – еще двум детсадам и 1,8 млн – третьему. И за целый год они не смогли представить смету расходов. Что это? Безалаберность? Да, я думаю, речь идет о патологической безалаберности и некомпетентности.

Свободная Европа: Проблема с питанием действительно решена, как заверили представители Национального агентства по безопасности пищевых продуктов, или вопросы все еще есть?

Руслан Кодряну: Не удалось найти оптимальной, скажем так, формулы общения с Ассоциацией солидарных родителей и с родителями в целом. В чем-то правы они, в чем-то правы и дошкольные заведения, потому что у нас есть Национальное агентство по безопасности пищевых продуктов, без разрешения которого хозяйствующий субъект не может поставлять продукты. Речь идет о Центре общественного здоровья, который тоже наделен контрольными функциями. И когда я встречался с директорами, работниками детсадов, они говорили: «Г-н Кодряну, вместо того, чтобы раскрывать детские таланты, работать с детьми, воспитывать их, мы вынуждены каждую неделю писать доклады и отчеты в управление образования, в Агентство по безопасности пищевых продуктов, в Центр общественного здоровья. Когда открывается дверь в мой кабинет, я и не знаю, кто идет – прокуроры или сотрудники Центра по борьбе с коррупцией, или инспекция какая… Я, как воспитатель, вынужден не заниматься с детьми, а писать докладные».

У них проверка за проверкой, но вопрос с питанием остается нерешенным. В Украине, например, эту проблему решили – к аукционам по закупке продуктов стали допускать и родителей, представителей Ассоциации солидарных родителей, которые смотрели, что именно поставляет соискатель, по каким ценам, какие там гарантии… И вопрос удалось снять с повестки дня. Я думаю, у нас сильно сказывается дефицит общения между генеральным управлением образования и родителями.

Свободная Европа: Кто и как решает вопросы, связанные с незаконными стройками в Кишиневе?

Руслан Кодряну: Например, 19 октября вице-мэр Грозаву подписал распоряжение о приостановлении и сносе одной из таких построек, незаконных построек. Я настоял, чтобы это распоряжение было выполнено незамедлительно, сегодня же, и эта конструкция была снесена. Не очень большая, речь идет не о каком-то здании – небольшая пристройка. Но сама по себе это огромная проблема.

Я предложил коллегам посмотреть, какими реальными рычагами располагает в этом смысле мэрия, местное публичное управление для того, чтобы приостановить работы и снести незаконные постройки, не впадая из одной крайности в другую. Много лет назад мэрия имела право приостановить строительство. Затем постепенно у мэрии отобрали все эти права под предлогом того, что там коррупция, сотрудники берут взятки, и нечего им вмешиваться, поэтому их надо лишить соответствующих полномочий. Сказано – сделано...

И сегодня местная власть в некотором роде зависит от госинститутов – Государственного агентства в области строительства, Госинспекции в области строительства – мы не располагаем никакими реальными рычагами в этом смысле. Знаете, как бывает? Человек совершил ошибку, мы пытаемся его наказать, он обращается в суд – и знаете, как поступает судебная инстанция?

Свободная Европа: Выносит решение в его пользу?

Руслан Кодряну: Наказывает нас. Значит, я могу потребовать от претора сноса соответствующего строения, но я ничуть не удивлюсь, если на этого претора будет заведено дело. Поэтому люди боятся принимать такие решения – и я их очень понимаю.

Свободная Европа: Есть еще проблема с общественным транспортом…

Руслан Кодряну: Проблему с транспортом, например, на долгосрочный период не решить. Это просто нереально. Я говорю о маршрутных такси, говорю о городском автобусно-троллейбусном парке. Люди требуют чуда, я отлично их понимаю – и даже поддерживаю их требования комфорта, но в этом направлении так «хорошо» поработали в течение ряда лет, так постарались разрушить общественный транспорт, что сиюминутные решения сейчас просто невозможны.

Последний автобус мы приобрели в 2006 году. И сегодня этот вид транспорта очень часто выходит из строя прямо на линии, и их содержание, ремонт обходятся очень дорого. В микроавтобусы давно уже никто ничего не инвестирует, и заставить экономического агента вложить деньги в этот вид транспорта невозможно, потому что ему это экономически невыгодно. Вернее, он готов инвестировать, но требует поднять тарифы до восьми, скажем, леев. И в этом случае ситуация опять доведена до абсурда: люди хотят и требуют удобств, но столько лет кто-то старательно работал на то, чтобы никакого комфорта не было. И сейчас мы пытаемся в срочном порядке найти решение.

Свободная Европа: Каким может быть это решение? Ходят слухи о возможном увеличении стоимости проезда…

Руслан Кодряну: Это социалисты мутят воду, они накануне референдума говорили, что в мэрии обсуждается повышение тарифов на электричество, на общественный транспорт…

Свободная Европа: Да, и что стоимость проезда в троллейбусе увеличится до пяти леев, а в маршрутках вообще до десяти!

Руслан Кодряну: …при том, что этот вопрос даже не поднимался. И вообще, такие решения принимает не мэрия, а мунсовет. Не в компетенции мэрии увеличивать тарифы, это может сделать только муниципальный совет. Сейчас в очередной раз отложен тендер на покупку автобусов, потому что техническое обоснование составлено неправильно.

Люди еще не поняли, что руководство в мэрии новое, и мы намерены обеспечить максимальную прозрачность и открытость. С прежними методами работы покончено, и технические условия придется составлять после консультаций, гласно и открыто, на равных, с привлечением максимального числа соискателей и с учетом всех предложений.

Свободная Европа: Вы провели расчеты, которые показали, что на билетах в общественном транспорте воруют от 10 до 30 млн леев. Это действительно так?

Руслан Кодряну: Эту экспертизу еще в 2012 году провела специализированная компания, которая предложила ввести систему электронной оплаты проезда в общественном транспорте. И они ясно и убедительно доказали, что ежедневно 30 тыс. билетов пропадают неизвестно куда – то есть, в бюджет муниципального предприятия деньги за них не поступают. Исходя из этого, мы вышли с предложением о слиянии городского автобусного и троллейбусного парков.

Во многих странах существует один только парк общественного транспорта, а не как у нас – троллейбусы отдельно, автобусы отдельно. И есть система электронной оплаты за проезд. Благодаря этому денег в бюджет предприятия начинает поступать значительно больше, и их можно будет инвестировать в транспорт.

Свободная Европа: И можно будет купить новые автобусы и троллейбусы?

Руслан Кодряну: Наше предложение сводится к тому, что деньги, которые зарабатываются на транспорте, здесь же и должны оставаться. И тратить их следует на нужды отрасли, в том числе на обновление автобусного и троллейбусного парков.

Свободная Европа: Когда будет принят бюджет на 2018 год?

Руслан Кодряну: Сейчас работаем по расходным статьям, чтобы знать точную цифру инвестиций по муниципию, сколько выделить на просвещение, на здравоохранение – пока еще не установлено.

Свободная Европа: А какова судьба кредита в 25 млн евро от ЕБРР? Проект был связан с энергетической эффективностью…

Руслан Кодряну: Очень часто мунсовет подвергался критике за то, что не поддерживает инициативы градоначальника. Так вот, это убедительный пример обратного – как мунсовет поддержал инициативу мэра, утвердил кредит в 25 млн евро, а для его выполнения ничего не сделали. Сейчас этот процесс мы запускаем заново, связались со всеми партнерами, сообщили о своей готовности, ждем экспертов, чтобы приступить к работе и показать разницу в подходах…

Свободная Европа: Предлагаю пробежаться по всем вопросам, но предельно кратко: вопрос – ответ, чтобы охватить максимум информации. Проблема бродячих собак… Вы провели заседание с участием представителей гражданского общества и муниципалитета, посвященное проблеме бездомных собак. Есть шансы на ее решение?

Руслан Кодряну: Этот вопрос меня волнует, и «виновата» в этом моя дочь, которая очень любит животных – у нас дома живут собака и кошка, и вот сейчас «идут переговоры» насчет хомячка… Она научила меня быть более внимательным к четвероногим друзьям. Есть регламент, одобренный гражданским обществом, и я просто поддержал усилия активистов, попытался убедить, что я здесь для того, чтобы помочь им, лоббировать их интересы в хорошем смысле слова в мунсовете, помочь преодолеть все барьеры и утвердить упомянутый выше регламент.

Я обещал, что в месячный срок документ будет представлен на рассмотрение мунсовета, и очень надеюсь на понимание со стороны коллег. Потому что эта проблема касается не только бездомных животных, речь идет и о нашей безопасности на улицах.

Свободная Европа: Вы сказали в начале этой беседы, что нет поддержки со стороны советников…

Руслан Кодряну: Совета...

Свободная Европа: Без их поддержки трудно рассчитывать на удачу в решении проблем?

Руслан Кодряну: Это так, но…

Свободная Европа: Как вы намерены убеждать советников в необходимости сотрудничества, а не конфронтации?

Руслан Кодряну: Звучит немного пафосно и наивно, но если послушать любого из 51-го советника, видно, что у каждого болит душа за все то, что происходит в Кишиневе, за проблемы, с которыми сталкиваются горожане… Я обязательно приглашу их на разговор, когда смогу положить на стол конкретный план моей работы.

И низкие зарплаты, и адресные компенсации, и тот же комфорт в общественном транспорте – все эти вопросы мы обсудим. И они смогут привести свои аргументы, сказать, почему те или иные инициативы не встретили поддержку. Другой цели у меня нет – просто чтобы они вышли к людям и объяснили, почему не поддержали. Потому что похвастаться тем, что инициатив было тысяча с лишним – это, конечно, прекрасно, но…

Свободная Европа: Тысяча инициатив от социалистов?

Руслан Кодряну: От социалистов. Но они относят к инициативам и ежедневные письма, которые я от них получаю. Я ежедневно получаю разные обращения и письма от советников ПСРМ, даже если они меня не признают, с просьбой помочь в том или ином вопросе.

Я попытаюсь их убедить в том, что мы стоим не на разных баррикадах – я здесь, а они там… Я в городском правительстве, они в законодательном органе – и мы преследуем одну и ту же цель: помочь людям. И пусть они приведут аргументы, объяснят людям, почему не стали поддерживать то или иное решение. Потому что я им сказал достаточно ясно: «Приходите с хорошими предложениями, и я со своей командой попытаюсь обеспечить их выполнение на пользу людям».

Свободная Европа: Гн Кодряну, наступит ли такой момент, когда граждане будут знать, что за обещаниями обязательно последуют и конкретные действия?

Руслан Кодряну: Каждый советник может тянуть одеяло на себя, но надо понимать, что в таком случае результатов не будет. Да, я понимаю, что в политику у нас люди приходили с лозунгами «всех за решетку», «все коррумпированы, а я один честный», но я считаю, что гражданам надоела эта демагогия, они хотят видеть конкретные результаты.

То, что годами разрушалось на уровне системы, трудно восстановить за ночь, и восприятие граждан изменить сложно. Но если нам удастся хотя бы провести в жизнь нынешние инициативы – с электронной оплатой проезда, с бездомными собаками, с оцифровкой архивов – то это уже хорошо!

Да, я неоднократно говорил об этом и говорю сейчас: все эти вопросы завязаны на инвестициях, на переменах, но если удастся это сделать, если мунсовет поможет нам, люди почувствуют разницу. И самое главное: люди уже могут почувствовать разницу в отношении доступа в мэрию. В последние дни у меня на приеме побывала масса людей, и многие из них говорили, что с вице-мэрами или с мэром они не общались уже много лет, и благодарили за то, что я их выслушал.

«А если вы еще и решите этот вопрос, то я вообще буду счастлив», – говорили они. Да, к тому же были сотрудники мэрии, муниципального совета, структур мунсовета, которые так же повторяли: «И я десятки лет не встречался с мэром, и я даже не знаю, как он выглядит, только по телевизору и видел». Я встречался и с представителями гражданского общества, прекрасными людьми, которые сказали: «Откройте двери, в Кишиневе много людей, которые хотят вам помочь, хотят работать на благо города, но только до сих пор двери были закрыты, и общаться было не с кем».

XS
SM
MD
LG