В Кондрице состоялась третья по счету встреча президента Республики Молдова Игоря Додона и и главы Приднестровья Вадима Красносельского. По словам Додона, в ходе переговоров обе стороны подтвердили важность миротворческой миссии на Днестре как гаранта мира и стабильности. Лидер Приднестровья при этом подчеркнул, что Тирасполь рассматривает миротворческую операцию и ОГРВ в единой связке.
Экс-министр внутренних дел Молдовы, бывший сопредседатель Объединенной контрольной комиссии Виктор Катан говорит, что Оперативную группу российских войск в Приднестровье необходимо вывезти. По его мнению, ОГРВ – это дестабилизирующий фактор в регионе.
Виктор Катан: Мы, граждане Республики Молдова, еще раз убедились в том, что президент Игорь Додон – такой же лакей, как и Вадим Красносельский, и встретились они для решения проблем, подсказанных Кремлем.
Вот три самые главные из них. Первая: организация предстоящего визита патриарха Кирилла в Республику Молдова и Приднестровье, патриарх едет к нам для укрепления российского влияния в регионе, а вовсе не ради того, чтобы примирить правый берег с левым. Едет, чтобы обеспечить доминирование путинской стратегии и подчинить Молдову российскому влиянию.
Вторая проблема: они дружно и с завидным упорством, о чем я говорил и ранее, выступают за преобразование ОГРВ в миротворцев, иными словами, за сохранение на территории Республики Молдова военного присутствия России – ограниченной группы войск, наследницы 14-й армии, которая воевала против конституционного строя Республики Молдова. На ее счету – сотни человеческих жизней, разрушенные дома и объекты... Никогда эта армия не приносила мир и стабильность!
Путин уже который год пытается оправдать присутствие российских войск в Молдове
Более того, у нас есть межгосударственные соглашения с Российской Федерацией. Одно из них касается статуса вооруженных сил РФ, временно дислоцированных на территории Молдовы, и сроков их вывода. В соглашении ясно сказано, что военный контингент или Оперативная группа российских войск, ОГРВ, обязана соблюдать нейтралитет. Второй документ – cоглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова, четвертая статья которого предусматривает, что вооруженные силы Российской Федерации находятся вне миротворческого процесса и обязаны соблюдать нейтралитет.
### Vezi și... ### Анатол Цэрану: «Проект федерализации принимает конкретные очертания»Однако военнослужащие ОГРВ давно уже вышли из казарм и проводят различные военные учения на Днестре и в Зоне безопасности, что запрещено предыдущими договоренностями. Объединенная контрольная комиссия молчаливо потакает этому развитию событий, так как молдавская делегация в ней лишена права действий в условиях отсутствия консенсуса, поэтому-то они и превратили Зону безопасности в зону защиты тираспольского сепаратистского режима.
Your browser doesn’t support HTML5
Свободная Европа: Вадим Красносельский тоже в который раз повторяет, что для них миротворческий контингент и ОГРВ составляют одно целое. С другой стороны, Кишинев говорит о необходимости рассматривать эти структуры по отдельности.
Виктор Катан: Когда готовился проект молдавско-российского соглашения, который подписали Мирча Снегур и Борис Ельцин, стороны твердо договорились, что вооруженные силы ни под каким видом и ни при каких обстоятельствах не вмешиваются в миротворческий процесс, в процесс отведения сторон и создания Зоны безопасности. А сейчас они пытаются это делать, стремясь придать легитимность пребыванию ОГРВ на территории Республики Молдова. Это все сказки для дурачков!
Сегодняшняя власть страдает дальтонизмом и не видит красных линий
Если они считают, что ОГРВ и миротворческая миссия – это одно и то же, одно целое, как говорит Красносельский, – я склонен признать их правоту. Коль скоро вооруженные силы проводят всевозможные учения, а российский миротворческий контингент и не пытается ограничить эти действия ОГРВ, значит, они действуют заодно. Тогда они действительно – одно целое, они проводят военные действия, направленные против суверенитета и независимости Республики Молдова. И делают это без согласования с миротворческими органами – Объединенной контрольной комиссией, военным командованием сил по поддержанию мира.
Your browser doesn’t support HTML5
Свободная Европа: Некоторые эксперты уверены, что Додон и Красносельский продолжают диалог на тему федерализации. Этот вопрос все еще актуален?
Виктор Катан: Те, кто внимательно следят за заявлениями Додона и Красносельского, наверняка заметили категоричность Красносельского относительно «независимости» Приднестровья. И еще он говорит, что приднестровская сторона не будет касаться вопросов политического урегулирования, потому что ни у кого нет никаких конкретных предложений – ни у Кишинева, ни у Тирасполя, ни у Москвы.
Иными словами, они считают себя независимым государством – просто пришли вот на озеро, чтобы посмотреть, прижилась ли рыба, которую они туда запустили, когда можно будет начинать рыбачить...
В действительности же они задумали план обезглавливания действующей власти – и укрепления влияния Российской Федерации, как в Кишиневе, так и в Тирасполе.
### Vezi și... ### «У одного нет денег, чтобы что-то сделать, а у другого нет власти»Свободная Европа: Игорь Додон сообщил о своем предстоящем визите в октябре в Москву, где он в очередной раз встретится с Владимиром Путиным. Он будет говорить о результатах переговоров с Красносельским?
Виктор Катан: Так ведь никаких результатов нет! Насколько мне известно, на этой встрече, уже третьей по счету, они изложили позицию Путина, согласно которой, Ограниченная группа российских войск – это миротворцы. Путин уже который год пытается оправдать присутствие российских войск в Молдове... Ведь в «меморандуме Козака» было сказано, что вооруженные силы России – ОГРВ – будут находиться на территории Республики Молдова двадцать лет.
Власть в состоянии задушить любое движение сопротивления – с помощью спецсредств и даже огнестрельного оружия. Власть к этому готова
То есть, они пользуются статусом, любезно предоставленным русскими, который исключает участие в миротворческом процессе и любое вмешательство в ход переговоров, но при этом территория Молдовы, пусть только и на левом берегу Днестра, обладает статусом военной базы. Это давно известно, и, будучи подчиненными Путина, Додон и Красноселький прекрасно об этом знают. И выполняют задачу с завидной ревностью. Ведь Додон не так давно высказывался, в том числе, и против резолюции ООН, где четко сказано, что Россия должна свернуть свое военное присутствие в Молдове.
Свободная Европа: А вам не кажется, что гражданам Республики Молдова этот вопрос уже поднадоел, что они потеряли к нему интерес и перестали реагировать на какие-либо события? Даже если и замышляется что-то в ущерб национальным интересам…
Виктор Катан: Я вижу последние события – и вижу реакцию граждан на нарушения действующего законодательства и Конституции, вплоть до самых грубых. Гражданами овладевает все большая апатия, с их стороны отсутствует всякая реакция. В цивилизованном государстве демонстрации и акции протеста, подобные тем, что проходят у нас, не остались бы без внимания, власть обязательно приняла бы какие-то меры, и что-то бы изменилось.
### Vezi și... ### «Плахотнюк и Гушан решали политические вопросы. В какой стране такое возможно?»Но у нас «все схвачено/захвачено», все контролируется одним человеком, от которого исходят все приказы, а граждан никто уже в расчет не принимает. Однако, тлеющий в обществе гнев когда-либо да выплеснется, потому что подобное отношение терпеть до бесконечности просто невозможно. Одни воруют миллиарды, другие продают нашу страну. И все хорошо: стабильность!
Свободная Европа: Если дело дойдет до предоставления статуса Приднестровью, статуса, который ставит Республику Молдова в невыгодное положение, то как вы считаете, граждане возмущаться не будут?
Виктор Катан: Я помню, когда был разработан «меморандум Козака», и Путин должен был прилететь в Молдову…
Свободная Европа: Тогда люди вышли на площадь и оказали давление на [президента Владимира] Воронина.
Виктор Катан: Мы установили палатки на площади Великого национального собрания, обратились к международным организациям, и в конечном счете Воронин прислушался к мнению граждан – и сдал назад. Иногда мне кажется, что наша сегодняшняя власть страдает дальтонизмом и не видит красных линий, за которые переступать нельзя. Власть непредсказуема и идет напролом, поэтому можно предположить, что она в состоянии задушить любое движение национального сопротивления – с помощью силы, спецсредств и даже огнестрельного оружия. Власть к этому готова.
Сами видите, все силовые ведомства контролируются одним человеком. Но, наверное, не зря нам выпало такое испытание – Бог, который заботится обо всех и о каждом, в наказание за наши грехи отдал нас в эти далеко не самые благородные руки, чтобы мы поняли, наконец, что и мы тоже – люди, что и у нас должно когда-то проснуться чувство собственного достоинства, и мы найдем в себе силы и мужество за себя постоять. И заставить их прекратить дискредитацию государства, дискредитацию народа Республики Молдова!