Группа комбатантов выразила возмущение действиями Союза ветеранов войны за независимость Республики Молдова, который наградил «Знаком почета» мэра Оргеева Илана Шора. Экс-министр внутренних дел, генерал Виктор Катан говорит, что власти уже удалось коррумпировать ветеранов вооруженного конфликта.
Свободная Европа: Многие задаются вопросом, почему участники войны на Днестре сегодня настолько разобщены. Если не ошибаюсь, существует около 40 (!) параллельных ветеранских организаций. Кто, по-вашему, заинтересован в таком расколе?
Виктор Катан: Я не сторонник унификации всех движений ветеранов, принявших участие в конфликте. Это нормально – есть территориальные организации, есть объединения республиканского уровня, и пусть они будут. Но все они должны объединиться, чтобы занять определенную позицию в вопросах правопорядка, вопросах соблюдения Конституции и т.д.
Увы, у нас ветераны действительно разделены, и не только по организациям, но и по тем целям, которые они перед собою ставят. Вначале мы были силой, которая защищала территориальную целостность Республики Молдова, независимость и суверенитет страны, единство нации, а сейчас мы оказались расколоты. Некоторые политические партии переориентировались – и ангажировали ветеранов, каких только смогли, причем некоторые вообще не участвовали в боевых действиях, носили там борщи на позиции – и ничего более...
У меня до сих пор нет нового удостоверения, да мне и не нужно
Скажу честно: я и в глаза не видел многих из тех, кто сегодня выступает по телевидению, кто делает заявления, чеканя слова, ведь на самом деле они – пиявки партии власти, по приказу которой делают то, что якобы полезно обществу...
Свободная Европа: Почему ветераны позволили вовлечь себя в политику? Это бедность, беспомощность, бессилие?
Виктор Катан: Знаете, прежде всего, это слабость духа тех, кто защищал государство! Именно поэтому они продались за бутылку водки, которую им там дают, или за поминальный стол. Они позволяют себя обманывать, и они даже не осознают, что поддерживают преступную власть. Что говорить, если дело дошло до того, что общественная организация выпускает почетные знаки, выдает ордена и дипломы и награждает кого-то, и этот «кто-то» принимает подобные «награды»!..
### Vezi și... ### Генадие Косован: «Я до сих пор ношу в себе несколько осколков — на память о „старшем брате“ из России»Это соучастие в дискредитации молдавской власти, иначе и не скажешь. Если «награду» вручают Шору, человеку, который признан виновным и осужден судом первой инстанции как один из главных участников кражи миллиарда, который должен себе тихо сидеть в стороне и ждать окончательного вердикта, а он, насколько я понял, собирается еще и побороться за мандат депутата парламента… Я уверен, что передача его дела на рассмотрение в Кагул – хитрый маневр, чтобы не мешать ему участвовать в выборах и пройти в парламент. Видите, до какого позора мы дожили? Тот, кто украл миллиард…
Свободная Европа: А консолидация комбатантов еще возможна?
Виктор Катан: Возможна, конечно... Более того, я уверен, что консолидация произойдет, потому что ветераны еще сохранили дух защитников отечества, и даже если сегодня ради куска хлеба они вынуждены поступаться своей гордостью и участвовать в каких-то мероприятиях, которые им не по душе, то общенациональная идея сплотит их вновь, сплотит в единый кулак борцов за справедливость, за правду, за то, чтобы наша страна процветала, а граждане возвращались домой. С каждым днем нас становится все меньше и меньше, и это большая беда и для тех, кто уехал, возможно, навсегда, и для тех, кто остался.
Те, кого мы видим с экранов, чувствуют себя неплохо, но ветераны еле-еле сводят концы с концами
Свободная Европа: Власти утверждают, что начали наводить порядок в списках комбатантов. Сейчас, говорят, выдают новые свидетельства, потому что ранее ветеранами становились все кому не лень, и в результате участников боевых действий оказалосьоколо 30 тысяч…
Виктор Катан: Действительно, с самого начала комиссариаты выдавали удостоверения участников войны на Днестре всем, кто хоть каким-то образом был к этому причастен, даже женщинам, которые готовили еду. Потом пересмотрели подход и, я думаю, это правильно, удостоверение участника боевых действий нужно выдавать только тем, кто непосредственно участвовал в боях за независимость и территориальную целостность Республики Молдова.
Но кем проводится эта чистка, назовем ее так? Теми, кто не участвовал в войне? Меня, например, никто не спрашивал: «Вот этот участвовал или нет?» Да и не только меня, есть люди, руководившие личным составом, они знают, какую роль сыграл каждый в этой войне, но никто нашим мнением не интересуется, а свидетельства выдают, я думаю, тем, кого мы видим по телевизору. У меня до сих пор нет нового удостоверения, да мне и не нужно, есть удостоверение 1992 года и орден «Штефан чел Маре» за боевые заслуги.
Свободная Европа: Насколько трудно живется комбатантам?
Виктор Катан: Правительства после 1992 года старались что-то сделать для участников войны на Днестре, и мы довольствовались этим, более того, мы призывали тех, кто может работать, помогать другим, кому повезло меньше, кто потерял здоровье и стал инвалидом – помогать лично, а не только через ассоциации ветеранов.
Свободная Европа: Одни свели счеты с жизнью, оказавшись в безвыходном положении, другие передвигаются на инвалидных колясках, и многие жалуются, что пенсий не хватает даже на оплату коммунальных услуг...
Виктор Катан: У нас все люди, достигшие определенного возраста, становятся бременем для власти, особенно если они беспомощны, и не в состоянии ухаживать за собой. Они не могут рассчитывать на уважительное отношение, каким пользуются ветераны в США, в Европе, даже в России!.. Там власть заботится об этих людях, обеспечивает их самым элементарным – жильем, едой, медикаментами, должным отношением. У нас этого нет. Те, кого мы видим с экранов, возможно, и чувствуют себя неплохо, но в большинстве своем ветераны еле-еле сводят концы с концами.