Молдавский премьер Павел Филип считает, что введение Украиной военного положения на части территории, в том числе в граничащих с Молдовой Винницкой и Одесской областях, не представляет угрозы для безопасности и не создает проблем для контрольно-пропускного режима на границе. Филип подтвердил, что Республика Молдова поддерживает Украину в кризисной ситуации, сложившейся в результате инцидента в Керченском проливе. Обострившиеся отношения между Украиной и Россией стали предметом рассмотрения Совета безопасности ООН. Своим мнением о ситуации со Свободной Европой поделился бывший посол Молдовы в ООН Влад Лупан.
Свободная Европа: Как видится в Кишиневе обострение отношений между Киевом и Москвой в результате захвата Россией нескольких украинских кораблей? Этот вопрос обсуждался и на заседании Совбеза ООН…
Влад Лупан: Москва предложила обсудить нарушение территориальных вод России, чего на самом деле не было, поскольку Керченский пролив, согласно международному морскому праву, используется для международного судоходства. Иными словами, это попытка сместить акценты и избежать обсуждения инцидента с точки зрения Украины, попытка представить Россию в роли пострадавшей стороны – в надежде выиграть эту небольшую пиар-войну. Но, как и следовало ожидать, усилия оказались тщетными…
Свободная Европа: Сейчас Россия видит в лице Запада своего врага, российские дипломаты говорят о «стадном инстинкте» членов ООН, о заискивании перед «вашингтонскими старшими братьями»...
Влад Лупан: В подобном лексиконе ничего нового нет, это бытовой язык, используемый Российской Федерацией, когда Россия хочет продемонстрировать, насколько она сильна на внешнем плане, показать это странам, которые меньше знают ситуацию в самой России. Кремль хочет произвести впечатление сильного государства на международной арене, показать, что Россия вернула статус мировой державы.
Однако, страна, которую можно сравнить с Италией по внутреннему валовому продукту, хотя по территории многократно ее превышающую, разумеется, не может претендовать на статус мировой державы. Эти воинственные заявления не имеют под собой никакой почвы.
Стоит вспомнить в этой связи о попытке создания зоны конфликта в «южной бессарабской республике»
В моих прежних интервью я говорил, что в Приднестровье Смирнов тоже выступал с подобными грозными заявлениями в адрес Кишинева, стремясь создать впечатление осажденной – но одновременно неприступной – крепости. Так вот, Российская Федерация действует аналогичным образом: вокруг нее одни враги, а потому население должно объединиться вокруг лидера. По сути, это один из главных месседжей России на международной арене, предназначенный, прежде всего, для внутреннего потребления, для усиления поддержки нынешней кремлевской власти.
Свободная Европа: Верховная рада одобрила инициативу Петра Порошенко о введении военного положения в областях, наиболее уязвимых, с точки зрения Киева, перед агрессией со стороны России. Речь идет о десяти областях, большинство – на границе с РФ, а также двух юго-западных областях, Одесской и Винницкой, граничащих с приднестровским регионом. Эта ситуация несет в себе какую-то угрозу для Республики Молдова?
Влад Лупан: Украинцы должны были, так или иначе, отреагировать на сложившуюся ситуацию. Их реакцией стало введение военного положения. Это временная ситуация. Введение военного положения продиктовано необходимостью предотвращения возможной эскалации конфликта, если такие попытки будут предприняты.
Где могли проявиться подобные попытки? Естественно, прежде всего, в приграничных районах или там, где находятся российские войска, в данном случае, в Приднестровье. Благо, случаи использования приднестровцев известны – например, в Одессе, в периоды массовых беспорядков.
Несомненно, есть угроза вмешательства Российской Федерации в ситуацию в Республике Молдова
Стоит вспомнить в этой связи и о попытке создания зоны конфликта в «южной бессарабской республике». Так что реакции могут быть разными, и необязательно военного характера. Украинцы отреагировали таким способом... Что касается урегулирования так называемого приднестровского конфликта, то я не думаю, что можно говорить о каких-то угрозах...
Свободная Европа: Как раз накануне встречи министров иностранных дел стран ОБСЕ в Италии…
Влад Лупан: Совершенно верно, накануне заседания СМИД ОБСЕ. Но конфликт также пришелся на период, предшествующий выборам и в Молдове, и в Украине, а для России это более важные события, чем какое-то совещание на уровне министров иностранных дел стран ОБСЕ.
### Vezi și... ### Отмщение за Керчь: Трамп в отказе, Киев закрыл въезд (ВИДЕО)Будь я на месте Российской Федерации, я бы воспользовался этим фактом – и они это сделают, я уверен, они воспользуются сложившейся ситуацией, пытаясь доказать, что, как выразился представитель России в Совбезе ООН, большинство стран Восточной Европы смотрят в рот Вашингтону. Да, это была бы простая риторика, призванная поддержать историю о том, что Россия-де окружена врагами и вынуждена их душить... Так что СМИД с этой точки зрения менее важен для Российской Федерации.
Несравненно более важным является реальный контроль, который устанавливается не посредством каких-то совещаний, а по результатам выборов. Выборы в Республике Молдова и выборы в Украине для Российской Федерации более важны, чем СМИД ОБСЕ.
Свободная Европа: Как воспринимают в Республике Молдова сложившуюся ситуацию? Инцидент в Керченском проливе с захватом украинских кораблей и их экипажей официальный Кишинев рассматривает как акт агрессии со стороны России, тогда как служба главы государства хранит молчание.
Влад Лупан: Теоретически, если бы мы были оторваны от реальности, я бы приветствовал реакцию правительства. Но мы живем в реальном мире, поэтому надо все рассматривать и оценивать в контексте, с учетом того, что привело к данной ситуации, почему все произошло именно сейчас, как далеко все может зайти.
### Vezi și... ### Курт Волкер: «Отношения США и России перешли на новый уровень»Совершенно очевидно, что молдавская власть до настоящего момента давала очень сильные сигналы своей открытости по отношению к Российской Федерации, настолько сильные, что даже рискнула проевропейской картой, бросила на чашу весов поддержку и финансирование со стороны Запада – США, Евросоюза… Эта реакция Кишинева отлично вписывается в сложившийся шаблон, которому следует правительство для представления ситуации так, как ему выгодно на данный момент.
Тирасполь сверяет свою позицию с Россией, но внимательно относится к Украине
Несомненно, есть угроза вмешательства Российской Федерации в ситуацию в Республике Молдова, но так называемый бином, взаимодействие между Демпартией и Партией социалистов в последнее время обсуждается достаточно активно. Налицо явная конкуренция, которая, в конечном счете, сродни взаимодействию, сотрудничеству между этими двумя партиями. Поэтому реакции, о которых мы говорим, следуют логике этого взаимодействия – по крайней мере, на данный момент.
Свободная Европа: А что означает молчание главы государства?
Влад Лупан: Молчание президента… Как известно, полномочия президента распространяются, в частности, на внешнеполитическую деятельность Республики Молдова. И если президент не реагирует на подобные инциденты, то, естественно, возникает вопрос, почему глава государства, на территории которого, что особенно важно, имеется неурегулированный конфликт, не реагирует на нарушение международного права – ведь как раз об этом идет речь – в конфликте между Россией и Украиной, в котором Украина находится в более или менее той же ситуации, что и мы?
Нет объяснений отсутствию реакции! Президент хранит молчание потому, что его отношение к России известно. Не думаю, что он выступит против России. С другой стороны, он, несомненно, будет стараться минимизировать тему, пытаясь придать ей как можно меньше значения.
Свободная Европа: А голос Тирасполя?..
Возможно, имеет смысл подумать о временном военном присутствии в Черном море – это в порядке тактического ответа
Влад Лупан: Посмотрим. Как правило, Тирасполь сверяет свою позицию с Российской Федерацией, но, в то же время, он более внимательно относится к Украине, потому что, в конечном счете, часть приднестровского экономического транзита проходит через Украину, и с этим приходится считаться.
Свободная Европа: Президент США Дональд Трамп заявил, что ему не нравится то, что происходит между Россией и Украиной. Он обещал попытаться найти решение вместе с европейскими лидерами. Удастся ли США и ЕС найти выход из этой ситуации?
Влад Лупан: Запад исходит из принципа, что для Российской Федерации эскалация любого конфликта обходится слишком дорого. Но типично западный подход к бизнесу в отношении России не работает. Если бы Россия думала о том, во сколько ей это обойдется, она воздержалась бы от любых действий и в Крыму, и в Донбассе, не говоря уж о ее прежних поползновениях.
### Vezi și... ### «Путин попутал берега»: соцсети — о столкновении в Азовском мореРоссия считает, что может предпринять ряд действий, она готова чем-то пожертвовать ради этого, ну, а чем это ей обойдется – вопрос второстепенный, она готова нести определенные политические расходы во имя достижения каких-то конкретных целей.
На данный момент Россия придерживается так называемой стратегии полшага – это полшага, еще полшага, еще… Этот пример привел мне венгерский коллега-военный во время нашей совместной работы в рамках Миссии ОБСЕ в Грузии по южноосетинской составляющей. При таких обстоятельствах необходимо подумать о новом пакете стратегических мер в отношении России, так как старые работали до определенного момента, но сейчас уже перестали функционировать.
Наивно рассчитывать на какие-то сиюминутные эффективные меры
Возможно, имеет смысл подумать о временном военном присутствии в Черном море – это в порядке тактического ответа. Но в порядке стратегической меры нужно думать, как быть с Россией, выработать конкретную линию поведения, конкретный подход. На это уйдет некоторое время, за ночь такой стратегии не выработать, поэтому, возможно, представителям Запада, Соединенных Штатов стоит встретиться с государствами-членами Евросоюза и НАТО – и вместе обсудить новый пакет стратегической политики. В отсутствии нового подхода Россия будет знать, что каждый раз она может сделать еще полшага, который приблизит ее к поставленной цели – как внутренней, так и внешней, региональной и даже глобальной, в зависимости от темы и сюжета. Запад отвечает, но дело в том, что отвечать надо квалифицированно.
Надеемся, что Запад прислушается к мнениям экспертов, тесно знакомых с этой тематикой, и предпримет необходимые ответные действия. Наивно рассчитывать на какие-то сиюминутные эффективные меры, способные решить проблему за ночь; это долгий процесс, который не сразу получит конкретную материализацию – но получит обязательно.